Проект Лазер Slagskämpen

IMDb: 4.1 (297)
Проект Лазер
Сюжет
По книге "Боец" (The Fighter) Хэрри Куллмана (Harry Kullman). Швеция, 1981 год. Советская подводная лодка села на мель в территориальных водах Швеции недалеко от секретной базы ВМС. Швеция оказалась втянутой в конфликт между двумя сверхдержавами. Подлодки постоянно вторгались в прибрежную зону Швеции, но до сих пор им не удавалось поймать ни одного нарушителя. Фильм, основанный на реальных событиях, рассказывает о том, как сотрудник ЦРУ разрабатывает секретную операцию похищения сверхмощного лазера, который используется для обнаружения подводных лодок. Главную музыкальную тему Энтони Мора и Мэттью Ирвинга исполняет П. П. Арнольд. (М. Иванов)
Кадры
Рецензии
Учи албанский! Детектив Фрейзер в разговоре с детективом Митчелом "Внимание, это ограбление!" - крикнули несколько человек, одетые в рабочую одежду маляров, и они не обманули - с этого момента началось ограбление банка "Манхэттен Траст". И это было не просто ограбление, а одно из самых странных ограблений, с которым столкнулась полиция. Хотя внешне все было так, как обычно: группа боевиков, вооруженных автоматами Калашникова, под руководством некоего Далтона (Клайв Оуэн) захватила в заложники всех работников и посетителей банка, переодела их в такую же, как у нападающих, одежду маляров, изъяла мобильные телефоны и стала совершать какие-то действия по выполнению заранее намеченного плана. Однако что именно было в этом плане - ни заложникам, ни полиции совершенно не понятно. Со стороны властей этим делом занимаются два начальника: капитан Джон Дариус (Уиллем Дэфо), командующий группой спецназа, и детектив-переговорщик Кейт Фрейзер (Дэнзел Вашингтон) со своим помощником детективом Биллом Митчелом (Чуител Эджиофор). Фрейзер, который руководит операцией, старается использовать все возможности, для того чтобы обхитрить грабителей: электронные жучки в еде, которую передали для заложников, психологически выверенные телефонные переговоры с Далтоном и так далее, однако ни одно из действий Фрейзера не приводит к нужному результату: судя по всему, Далтон все время идет на шаг впереди детектива, и Фрейзер делает именно то, что нужно грабителю. Кроме того, в проведение операции вмешались и высшие силы, а точнее, высшие власти - председатель совета директоров Артур Кейс (Кристофер Пламмер): старичок очень разнервничался, когда узнал, что захвачено именно это отделение банка. Дело в том, что там в одной из ячеек депозитного хранилища лежали его семейные ценности, а кроме того, некие бумаги, которые во сто крат важнее любых ценностей. Кейс крайне не хочет, чтобы содержимое бумаг стало известно кому бы то ни было, поэтому обращается к Мэдлин Уайт (Джоди Фостер) - крутой даме с огромными возможностями - с просьбой как-то разрулить данную ситуацию. Мэдлин, в свою очередь, прибегает к помощи мэра Нью-Йорка, который, как и многие другие, ей чем-то обязан, и дамочку представляют детективу Фрейзеру с требованием от лица руководства города помочь ей во всех начинаниях - в обмен на всякие блага и немедленное решение всевозможных проблем, "потому что, детектив, для нас невозможного - мало". Тем не менее ситуация не перейдет под контроль полиции или крутой тетки Мэдлин Уайт. Далтон ведет какую-то свою очень сложную игру, и никто не может понять, что именно он собирается сделать. *** Казалось бы, фильмов об ограблении банка снято уже великое множество. И, казалось бы, все возможные способы вынести деньги и уйти от ответственности уже придумали и осуществили - если не грабители, то хотя бы киношники. Банк грабили в ковбойских шляпах - Роберт Рэдфорд и Пол Ньюман. Банк грабили в стиле диско - Джон Херт и Рис Айфенс. Банк грабили серфингисты под руководством Патрика Суэйзи. Банк грабили на машинках "мини-купер". Банк даже грабили клоуны - сначала Жан Поль Бельмондо, а затем и Билл Мюррей. Почему Спайк Ли снова взялся за эту тему - ограбление банка с захватом заложников, - когда, казалось бы, ее уже выжали досуха, как лимон, попавший в руки чемпиона по рестлингу, до просмотра фильма мне было непонятно. Зато сама картина все расставила по своим местам. Потому что персонаж "Не пойман, не вор" Далтон Расселл придумал и осуществил идеальное ограбление. Это был фактически целый спектакль с массой всевозможных эффектных выходов, которые он поставил и разыграл как искусный режиссер. И хотя со стороны полиции ему противостоял серьезный противник - детектив Фрейзер, - тот его все-таки не сумел раскусить (по крайней мере, весьма продолжительное время). Как ни странно, фильм получился просто отличный. Давно не получал такого удовольствия при просмотре криминального детектива, да еще и посвященного ограблению банка. Но Спайк Ли в очередной раз продемонстрировал, что он - режиссер, обладающий очень яркой индивидуальностью, которая проявлялась во всех его картинах. "Не пойман, не вор" сделана с большим вкусом, высокопрофессионально, а главное - очень стильно и изящно. Изящный и умный детектив - вот определение, под которым я подпишусь. Причем дело не только в тщательно продуманном и вполне логичном, в отличие от многих других голливудских поделок на криминальные темы, плане ограбления. В фильмах Спайка Ли обычно много классных диалогов и сцен, касающихся межэтнических взаимоотношений, - здесь это тоже есть, причем в присущем режиссеру ироничном стиле. Актерский состав - просто блестящий. Клайв Оуэн, который от фильма к фильму растет просто на глазах и, судя по всему, головой скоро достанет до неба и звезд, - здесь великолепен. Причем задача перед ним стояла довольно сложная: Далтон появляется перед зрителями без маски всего на несколько минут, а все остальное время он руководит операцией с наглухо закрытым лицом. Попробуйте сыграть жесткого и очень харизматичного предводителя в таком облачении - задача, перед которой многие бы спасовали. Тем не менее Оуэн с ней справился - его харизма прорывается сквозь все маски, черные очки и капюшоны. Впрочем, увы, в российских кинотеатрах эффектный голос и интонации Оуэна скрыты за дубляжом (не самым, впрочем, плохим), и это несколько портит впечатление. Дэнзелу Вашингтону не впервой играть детективов, но он всегда показывает весьма разностороннюю и разнообразную манеру игры, поэтому персонаж получился вполне оригинальный и не особенно напоминающий его прежние работы. Фрейзер - хороший детектив, ревностно выполняющий свои служебные обязанности, который, однако, не гнется под начальством, в результате чего его карьера продвигается не так хорошо, как ему хотелось бы. Впрочем, в данной картине главное то, как Фрейзер пытается понять, что же на уме у Далтона. Детектив ведет свою игру с большим мастерством, и не его вина, что переиграть Далтона - очень и очень сложно. Джоди Фостер в картине изображает могущественную тетку Мэдлин. Статус и род занятий ее персонажа определить достаточно сложно, но, скорее всего, она нечто вроде мистера Вольфа - решает проблемы. Практически любые. За большие деньги. Джоди изобразила эту холодную и расчетливую стерву с большим искусством, и ни один Станиславский не сказал бы, что он ей не верит. Ей поверили все, даже мы с котом Бубликом. Резюмирую. Отличное кино! Можно сказать, один из лучших фильмов в жанре изящно-ироничного криминального детектива - из всего, что я видел. Замечательная постановка и блестящая игра актеров - практически на пятерку. Не пропустите! (c) Alex Exler (http://www.exler.ru) ______________________________ А дело, как это часто бывает, было в шляпе. Причем не в метафорической, а во вполне конкретной - той самой, в которой периодически щеголяет герой Дензела Вашингтона. В каком-то смысле, эта шляпа - натуральное воплощение творческого метода Спайка Ли, использованного при создании этого фильма. С одной стороны, это явная дань уважения канонам детективного жанра - ибо в нем вряд ли бывает фигура более традиционная, чем немолодой детектив в плаще и шляпе. С другой же, это явный намек на то, что в этом жанре, не самом, кстати, привычном для Спайка Ли, он все равно будет работать по-своему. Если уж детективу по канонам непременно нужна шляпа, то он выберет такую, что в ней этот детектив будет смотреться не только внушительно, но и неуловимо (и невероятно) смешно. В этом основной шарм фильма - в том, как благородный традиционализм сочетается с довольно любопытным собственным взглядом на вещи. В «Не пойман - не вор» хитрец Ли помещает уже изрядно набивший оскомину сюжет об идеальном ограблении банка в контекст симпатичной, вызывающей улыбку реалистичности. Он словно снимает не навороченный детектив, но производственный фильм о жизни простых работников законопослушных органов, для которых дерзкое нападение на крупный банк в центре Нью-Йорка - не то, чтобы что-то особенное, но всего лишь очередное задание. Не меньше, чем сама центральная история, Ли интересуют подробности организации работы полицейских. Он позволяет своей камере неторопливо следовать за растягиваемыми вокруг места преступления оранжевыми лентами, детально и безо всякой спешки демонстрирует процесс передачи полномочий, уделяет время диалогам, вроде бы не относящимся к делу напрямую, но зато позволяющим проникнуться к героям еще большей симпатией. Впрочем, это внимание к деталям распространяется не только на копов. Спайка Ли искренне интересует всё - малейшие действия грабителей банков, люди на набережной, по которой прогуливаются некоторые герои, дырка в полу, видеоигра мальчика, заколка для волос героини Джоди Фостер, яркое солнце в небе между фонарными столбами. Криминал для него - всего лишь еще один кусочек общей мозаики мироздания, заслуживающий внимания ничуть не в большей степени, нежели всё остальное. Но и не в меньшей - интрига не отходит на второй план, не теряется во всех этих мелочах, но развивается гладко и по пунктам. Идеальное равновесие. Хотя «Не пойман - не вор» формально относится к чисто жанровому кино, извечный правдоискатель Ли и здесь не даёт забыть о своей репутации. Главными плохишами у него выступают вовсе не грабители, и уж тем более не копы - и те, и те у него предстают пусть и не идеальными и порой ошибающимися, но все же благородными парнями. Основное же зло оказывается сосредоточенным среди самой верхушки властей предержащих, тех, кто настолько привык к непрекращающейся наживе, что не остановится уже ни за что. Более того, зло это вовсе не явное - оно вежливо улыбается и ходит в дорогих элегантных костюмах, и хоть как-то привлечь его к суду не выходит никак. Мысль эта, разумеется, не нова - была у нас, помнится, целая серия постперестроечных детективных фильмов, посвященных этой самой проблеме. Однако никакой удушливой паранойи, как в тех фильмах, у Ли нет - он выдает кино легкое, искрящееся и излучающее спокойный, основательный оптимизм. Он как бы говорит нам - ну да, зло есть, с ним надо бороться, но нечего устраивать из этого спектакль. Это обычная каждодневная работа, которой занимаются такие же простые парни, как и все мы. И передышки в ней важны ничуть не менее, чем в любой другой работе - в этом плане особенно показателен заключительный кадр, в котором фигурирует все та же шляпа, но уже в очень, скажем так, пикантном контексте. Давненько окончание криминального триллера не приносило столько воодушевления, сколько «Не пойман - не вор». От него хочется верить, что все у нас непременно получится. Что как ни крути, всё равно всё будет хорошо. Серж Кочерыжкин (c) Портал "Лаборатория новостей" (http://www.newslab.ru)
Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы