Прощай, моя королева Les adieux à la reine

oKino:
6.2
6.2/10
из 10
IMDb: 6.3 (4,688)
Сезар 3
Смотреть онлайн
Сюжет
В центре сюжета - воспоминания женщины, обязаностью которой было чтение книг французской королеве Марии-Антуанетте. Будучи в ссылке в Вене, спустя двадцать один год после французской революции, Агата-Сидони Лаборд оглядывается назад и ностальгирует по прошлому.
Трейлер (русский)
Кадры
Рецензии

Сюжет картины рассказывает о трёх судьбоносных днях 1789 года из жизни Версаля, когда лавина Великой французской революции покатилась по стране и монархический уклад начал давать трещины.

В центре сюжета — Сидони Лаборд, придворная чтица, в обязанности которой входит «ласкать слух» королевы Марии-Антуанетты красотами литературы. Как и все прочие слуги, она должна приходить с интересной книгой к королеве, когда бы ей это не заблагорассудилось. Всё происходящее мы видим как бы её глазами: зритель словно становится одним из слуг королевской семьи и вместе с героями фильма прогуливается по коридорам Версаля, заходит в его кухни, спальни, гардеробы, библиотеки, а также шикарные залы и апартаменты самой королевы.

И если в той части дворца, где живут слуги, царит рабочая атмосфера суеты (все спешат выполнить указания своих господ), то в залах, которые отведены королеве, всё пропитано трепетным молчанием перед любым капризом Её Величества.

Этот устоявшийся веками уклад «сходит с рельс» в одну ночь, когда дворец вдруг облетает новость о том, что «Король проснулся посреди ночи!». Это неслыханное событие порождает среди слуг множество догадок, сплетен и домыслов, которые, однако, вскоре сменяет истинный факт: «Революционеры взяли Бастилию и движутся на Версаль».

Всё, что происходит после этого, напоминает какой-то водоворот эмоций: большинство дворян до конца не понимает происходящее, но страх этой непонятной воинственной стихии ощущает каждый.

Главное, чего не хватает фильму, — это столь же мощной кульминации, какой является завязка. Психологический накал, нарастающий к середине фильма, как-то неоправданно остывает по мере приближения финала, и, когда на экране появляются титры, чувствуешь небольшое недоразумение.

Однако здесь важен и тот факт, что Великая французская революция показывается чрезвычайно пафосно и масштабно, в то время как авторы этой картины сместили акцент на переживания каждого отдельного человека, который стал свидетелем этих событий.

В карьере исполнительницы главной роли Леи Сейду столь большая психологическая роль встречается впервые. В течение всей ленты невольно пытаешься вспомнить, где же ещё встречалось её столь знакомое лицо. Когда же после просмотра спешно находишь её фильмографию, в которой встречаешь такие картины, как «Полночь в Париже» (2011), «Бесславные ублюдки» (2010) и др., обескураженно думаешь: «Как же раньше можно было не замечать такую классную актрису?» В ленте «Прощай, моя королева» Леи Сейду передала широчайшую палитру, в отдельных эпизодах становясь своего рода «сердцем» событий в дореволюционном Версале.

Фильм просто кишит восхитительными типажами. Некоторые персонажи произносят всего пару реплик, другие же и вовсе появляются буквально на несколько секунд, тем не менее оставляя после себя не меньшее впечатление, чем главные герои. Например, актриса Виржини Ледуайен («8 женщин») передала лукавый (даже «лисий») образ Габриэлы, а легендарный Мишель Робен — преданного архивариуса, заботливо документирующего все события.
Более выразительными психологические портреты в ленте делает музыкальное сопровождение, которое создал Бруно Куле («Птицы», «Океаны и т. д.«). Нервное напряжение, сомнения, психологическое давление на героев ленты — всё это прекрасно передают мелодии.

В фильме безукоризненно воспроизведёна эпоха, так что веришь буквально каждой мелочи быта на экране: платью, декорациям (съёмки проходили практически полностью в самом Версале), реквизиту и т. д.

Словом, тех, кто любит посмаковать атмосферу, которая была при дворе королевы Франции Марии-Антуанетты, этот фильм приведёт в восторг.

Режиссёр Бенуа Жако снял более тридцати лент, среди которых были как абсолютно невыразительные телефильмы, так и участники престижнейших кинофестивалей. «Прощай, моя королева» формально хоть и претендовала на «Золотого медведя» «Берлинале» — по факту примечательна лишь впечатляющей актёрской игрой и прекрасными костюмами.

Экранизация романа 2002 г. Шанталь Тома. На экране разворачиваются события последних дней Людовика XVI (Ксавье Бовуа) и Марии-Антуанетты (Дайан Крюгер) глазами девушки по имени Сидони Лаборд (Леа Сейду), которую гнетут воспоминания во время пребывания в вынужденной ссылке в Вене. В её обязанности входит чтение книг королеве. Взята Бастилия, разгорается революция, в Версале творится переполох, слуги и придворные бегут куда глаза глядят, а ослеплённая любовью Сидони до последнего служит одиозной королеве.

От обласканной критиками костюмированной драмы француза Бенуа Жако ожидаешь большего, чем трёхдневные блуждания главной героини залами и двориками Версаля. Впрочем, режиссёр неспешно, даже, как дворянин, вальяжно, но определённо чётко расставляет акценты в своём фильме. Не слышны ни крики парижской черни, ни призывы к «свободе, равенству, братству», а о надвигающейся катастрофе символизирует листовка вроде «286 голов, которые надо срубить». Жако бьёт по зрителю визуально: крысы в прудах, потрескавшаяся штукатурка в дворцах и окончательно деградировавшая знать говорят за себя. Три дня при дворе — это эпилог упадка монархии и всех её атрибутов, таких, например, как смехотворные напудренные старые аристократы.

Тему французской революции, в частности последних дней на престоле ненавидимых народом монархов, кинематографисты подымали неоднократно. Вспомним хотя бы недавнюю «Марию-Антуанетту» Софии Копполы. Постановщик решил соригинальничать: повествование ведётся устами и глазами чтицы Сидони (там увидела, там подслушала), события в картине ограничены тремя днями в пределах Версаля, а сами создатели придают трагичной картине слегка лесбийский оттёнок. О последнем говорят интрижка эгоистичной и холодной королевы с герцогиней де Полиньяк (Виржинии Ледуайен) и парочка кадров с обнаженными героинями Ледуайен и Сейду. Впрочем, дух запретной любви витает здесь в виде сплетен и испаряется так же легко, как и розовое масло на руке чтицы. В остальном же мы наблюдаем слепое повиновение чтицы истеричной и не совсем убедительной в исполнении Крюгер королеве, желания которой в виду рушащейся власти выглядят глупо и совсем неинтересно.

С одной стороны, наблюдать за высшим обществом, которое в своей разнузданности и манерности лишь устало смотрит на крах, не так любопытно. С другой — нам показывают ещё одну точку зрения одной из приближенных к Марии-Антуанетте особ. Для неё близость с королевой — означает жить полной грудью. Даже когда та использует её в корыстных целях, мадемуазель Лаборд молчаливо исполняет волю растерянной королевы.

Как драма фильм «Прощай, моя королева» не силён, но как реалистичная картинка событий тех дней в стенах Версаля он пугающе убедителен и роскошен. Игра актёров, равно как игра на контрастах, дополняют уже известную сухую историю революции и свержения монархии. Однако фильм, безусловно, о другом. Он о том, как девушка, верившая в свой идеал, оказалась обманутой, а в конце концов лишилась возможности быть с ним (королевой) до конца. Вдобавок финал нисколько не интригует и обрывается на полуслове. По крайней мере, автору этих строк так показалось.

Антураж придворной жизни и впечатляющую атмосферу последних дней Версаля здорово подчеркнул интерьер и звуковое оформление киевского кинотеатра «Спутник».

Прекрасное историческое кино от французских кинематографистов. Основой для фильма послужила вышедшая в 2002 году одноимённая книга французского писателя Шанталя Тома.

Перед нами на экране последовательно раскрываются воспоминания женщины, которая в прошлом проживала в королевском дворце и в ее обязанности входило чтение книг французской королеве Марии-Антуанетте. Пребывая в вынужденной ссылке в Вене, по истечении двадцати одного года после французской революции, Агата-Сидони Лаборд с большой тоской устремляет свой взор в прошлое: 14, 15 и 16 июля 1789 года — большие дни в истории Франции. За ними — кровавая революция, пустые залы Версаля, откуда бежали даже придворные и слуги.

Первоначально на роль королевы была утверждена Ева Грин, но в итоге Марию-Антуанетту сыграла известная немецкая актриса Дайан Крюгер. 36-летняя Дайан известная такими фильмами как «Одержимость», «Троя», «Бесславные ублюдки», «Мистер Никто». Сниматься в таких разных лентах Дайан удается благодаря её прекрасным знаниям языков — она в совершенстве владеет немецким, французским и английским.

Режиссер картины известный французский постановщик Бенуа Жако. Лента была номинирована на Золотого Медведя Берлинского кинофестиваля в 2012 году.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы