Развод Надера и Симин Jodaeiye Nader az Simin

oKino:
8.2
8.2/10
из 10
IMDb: 8.5 (113,127)
Оскар 1
Золотой глобус 1
Берлинский кинофестиваль 7
Сезар 6
Смотреть трейлер
мин
Жанр: драма
Оператор: Махмуд Калари
Композитор:
Слоган: «Ugly truth, sweet lies»
Премьера в мире:
Премьера в Украине: 24 мая 2012
Бюджет: $500 000
Рейтинг MPAA: PG-13
Сюжет

Женатая иранская пара Надер и Симин оказываются перед непростым выбором. Симин хочет уехать за границу, чтобы обеспечить лучшее будущее для их единственной дочери Терме. В то же время, Надер отказывается покинуть своего отца, который страдает от болезни Альцгеймера и нуждается в постоянном уходе. Тогда Симин вынуждена подать на развод с требованием передать ей опеку над дочерью. Но иранский суд не удовлетворяет её просьбу, в результате чего Симин уезжает одна, а Терме остаётся с отцом. Вскоре после этого Надер нанимает религиозную молодую женщину, чтобы та ухаживала за больным стариком, пока он на работе. Он надеется, что его жизнь скоро вернется в привычное русло. Но все усложняется, когда новая сиделка проявляет халатность, которая едва не стоила отцу Надера жизни. Придя в негодование, Надер совершает необдуманный поступок, который в конечном счёте приводит к цепочке драматических событий.

Трейлер №2 (русские субтитры)
Кадры
Рецензии

Как по своему стилю, так и по масштабу замысла лента «Надер и Симин: Развод» близка прозе Льва Толстого. Внешняя простота и предельная реалистичность создаёт электризованное пространство сюжета, вырваться из которого героям удастся лишь ответив на вечные вопросы.

Сюжет умалчивает причины развода и прерывается в тот момент, когда судья должен вынести окончательное решение и документально заверить распад семьи.

Режиссёр Асгар Фархади с самого начала подчёркивает различия между супругами. Жена Симин как внешностью, так и мировоззрением близка современной европейской женщине: она учит английский, играет на пианино. В противовес этому её муж Надер любит традиционную исламскую музыку.

В сюжете картины выстраивается модель как бы «обратной перспективы», драма развода (на первом плане фильма) меркнет рядом с трагедией смерти неродившегося ребёнка служанки Разии и Ходжата (параллельный сюжет). Однако за счёт того, что смерть ребёнка стала лишь вспомогательным сюжетом зритель может сильнее ощутить фатальность сложившейся ситуации.

Жизнь этой семьи в фильме подчёркнуто-противоположена Надеру и Симин. Так, Разия ждёт ребёнка, в то время как Симин предпочитает заняться собой, вместо того, чтобы уделять всё своё время детям. Разия и Ходжат бедны и живут на окраине, в то время как Надер и Симин относятся к состоятельному среднему классу.

Сложности, которые возникают у главных героев во время процесса развода, красноречиво показывают неприспособленность иранского общества к такому событию, как распад семьи.

Вместе с предельной реалистичностью всей ленты такой эффект создаёт впечатление, что всё происходящее на экране — буквально документально взято из жизни Надера и Симин, и в нём полностью отсутствует всякий вымысел.

Наверное, с самой первой рецензии на этот фильм, практически с каждый критик не упускал возможности похвалить актёрскую игру. Однако кроме исполнителей главных ролей, очень выразительно сыграла и подрастающая актриса, у которой была очень непростая задача показать роль ребёнка, родители которой расстаются. Потерянность, страх, истерика, словом, крайняя эмоциональная напряжённость чувствуется в каждом её появлении на экране.

Дочь в фильме показывается как своего рода совесть этой семьи. В течение всей ленты она остаётся на позиции молчаливого свидетеля, однако в конце именно её судья попросит «рассказать правду». И напряжённое молчание, которым она ответит ему станет истинной кульминацией всей ленты.

Поражает работа оператора: кадры скрупулёзно выстроены и ценны сами по себе как произведения изобразительного искусства. При этом быт иранской семьи, ставший фоном для всех событий в кадре мастерски использован оператором для того, чтобы подчеркнуть множество символов вплетённых во повествование.

Музыкальное сопровождение фильма сведено к минимуму. Автор даже подчёркивает отсутствие саундтрека в сцене, когда грузчики перетаскивают пианино Симин, словно намекая, что в такой ситуации не место музыке. Зрителя как бы заставляют обратить внимание на музыку самой жизни.

Картина «Развод Надира и Симин» произвёл настоящий фурор на Берлинале в 2011 году, собрав сразу пять наград, включая Золотого медведя (за лучший фильм) и двух серебряных за лучшие мужскую и женскую роли. В списке многочисленных наград картины также стоит отметить Оскар за лучший иностранный фильм. Несмотря на то, что немало критиков усматривали в этом политический контекст и стремление Западного мира поддержать иранский кинематограф, сама по себе эта лента достойна каждого своего приза.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы