Известный российский режиссер Борис Хлебников, создатель «Свободного плавания» и «Сумасшедшей помощи», приехал в Киев на 42-й международный кинофестиваль «Молодость». Режиссер выступает членом международного жюри, а также представляет фильм «Пока ночь не разлучит», вошедший во внеконкурсную программу нового российского кино.

На мастер-классе, который Хлебников дал в это воскресенье, 21 октября, российский режиссер поделился своими взглядами на актерское мастерство и создание фильмов в принципе, категорически открещиваясь при этом от любых «личных» вопросов.

«Я не верю артисту Миронову, артисту Машкову, артисту Меньшикову», — заявил Хлебников, прозрачно дав понять, какого он мнения о главенствующей в традиционном российском кинематографе актерской школе. Как полагает режиссер, игра вышеперечисленных актеров всегда выглядит чересчур искусственной, им «не веришь». Режиссер рассказал, что предпочитает работать с непрофессиональными актерами, не «вживающимися» в роль, а привносящими в нее частицу самого себя.

В частности, при работе над «Сумасшедшей помощью» Хлебникову, как выяснилось, пришлось «переучать» Сергея Дрейдена, исполнителя одной из главных ролей — актера с долгим театральным прошлым. Первые репетиции, на которых Дрейден «вживался» в роль, были неудачными: традиционная манера игры не подходила к драматургии «Помощи», кроме того, манера актера шла вразрез со стилем исполнителя второй заглавной роли — Евгения Сытого. Хлебников пошел на рискованный эксперимент и предложил Дрейдену не учить текст перед съемками. Когда артист оказался вынужден считывать фрагменты текста, спрятанные по всей съемочной площадке, он неожиданно нашел состояние, которое удовлетворило и его, и режиссера.

«Для меня нет различия между коммерческим и некоммерческим кино», — также утверждает Хлебников в ответ на обвинения в своем движении в сторону «массового» кинематографа. По словам режиссера, его последняя лента — комедия нравов из жизни московской богемы «Пока ночь не разлучит» — по-прежнему фильм исключительно авторский.

Хлебников рассказал о необычной системе оплаты, испробованной на съемках «Ночи». Практически все участники съемочного процесса не получали денег в ходе работы над фильмом — им был обещан «процент» от проката. По мнению режиссера, за таким подходом — будущее: с учетом того, насколько сейчас доступна любая техника, все желающие могут найти сравнительно небольшие деньги, снимать буквально «по фильму в неделю» и таким образом заявить о себе. А там уже дело не станет и за продюсерами.