Как говорила Фаина Раневская: «Сняться в плохом фильме — всё равно, что плюнуть в вечность». Увы, конкурсная программа фестиваля преподносит слишком много подобных «плевков». Режиссёрские дебюты, которые сражаются за главные призы кинофорума, в большинстве случаев — откровенно слабые.

Поэтому-то и приходится ходить на ретроспективы и внеконкурсные показы, чтобы посмотреть действительное стоящее кино.

Складывается впечатление, что организаторы умышленно оставили в конкурсе далеко не лучшие фильмы. Так, например, дебютная лента «Почти мужчина» вполне могла участвовать в основной программе. Правда, вышеупомянутый фильм уже успел получить Гран-при кинофестиваля в Карловых Варах и на фоне остальных лент он выглядел бы слишком явным фаворитом.

В программе «Фестиваль Фестивалей» была показана венгерская лента «Просто ветер», отмеченная в этом году Гран-при жюри «Берлинале». Предельно реалистичная картина показывает образ жизни цыган, которые поселились на окраине венгерского городка. Грязь, разруха, наркотики, насилие, воровство — всё это является неотъемлемой частью их повседневного существования.

Авторы фильма пытались максимально приблизить происходящее на экране к документальному стилю, жертвуя при этом даже внятной сюжетной линией. Так, саспенс проясняется в ленте очень неспешно. Поэтому во время просмотра где-то четверть зрителей вышла из зала.

Не многим более впечатляющей стала картина «Возлюбленные» с Катрин Денёв и её дочерью Кьярой Мастроянни в главных ролях. Кроме них, в ленте также появляется целый ряд других знаменитых актёров. Автором же картины выступил Кристоф Оноре — один совсем из немногих фильммейкеров, которые умеют передать всю прелесть французской романтики.

Лента рассказывает о женщине Мадлен и её дочери, семейной чертой которых является изысканное отношение к своим возлюбленным: после возвышенных чувств и искренних признаний своим новым любовникам каждая из них дерзко разрывает отношения. При этом спустя некоторое время каждая из них может неожиданно появиться в жизни своего бывшего любовника как ни в чём не бывало.

Минорной кульминацией пятого фестивального дня стала лента «Я буду рядом», получившая несколько месяцев назад Гран-при «Кинотавра».

Фильм пересказывает старую как мир историю о том, как родителям не хочется умирать, оставляя в этом большом и опасном мире своих уязвимых и горячо любимых детей. В роли родительницы — успешная молодая женщина Инна, отличающаяся прекрасным чувством юмора. Она проводит много времени со своим шестилетним сыном Митей, которого вынуждена воспитывать самостоятельно. В социальной службе ей подыскивают молодую семью, у которой нет детей.

Как-то раз Инна узнаёт о своей неизлечимой болезни и начинает искать своему сыну новых родителей, дабы он не остался сиротой. Драматичный накал ленты усиливается тем, что её авторы делали ставку не на техническую сторону фильма, а на правдивость самой истории.

Поэтому-то во время сеанса зрители вытирали слёзы, а выйдя после этого на улицу, мало кто обсуждал фильм, предпочитая остаться со своими мыслями наедине.

Подобное кино, пусть даже во много раз усиливающее осеннюю меланхолию, дарит то, чего практически не встретишь в конкурсных фильмах фестиваля «Молодость», — жизненность и правдивость.