Украинское прокатное кино может сниматься не только за счет денег из госбюджета. Пример тому — полнометражный фильм «Смертельно живой», снятый целиком при частном финансировании и не связанный с крупными киностудиями.

Премьера картины состоялась вчера в самом большом в Украине кинозале — не при аншлаге, но с количеством зрителей более, чем полтысячи. Среди аудитории были не только приглашенные журналисты и звезды, а и просто те, кому интересно увидеть, что такое отечественное независимое жанровое кино.

«Смертельно живой» — режиссерский дебют кинематографиста-самоучки Максима Стецкова. Ему 23 года, с кино он непосредственно связан года четыре, причем больше известен как актер. Самая крупная работа Стецкова — роль парня, который дружит с воображаемой говорящей собакой, в сериале «Чарли» — украинско-российском ремейке «Уилфреда». Дебютировал же Стецков в студенческой короткометражке «Странные люди», где его герой изрядно поигрался с психикой случайно оказавшегося рядом человека. Игры разума есть и в «Смертельное живом» — триллере, при создании которого Стецков (как режиссер, сценарист, исполнитель одной из главных ролей и даже композитор) ориентировался на голливудских мастеров жанра — Хичкока и Финчера.

От самой же картины в результате больше веет работами «Помни» Кристофера Нолана и «Простая формальность» Джузеппе Торнаторе. С первым упомянутым «Смертельно живого» роднит нелинейная структура со множеством флэшбеков и необходимостью героя кое-что вспомнить. Со вторым перекликается в главной интриге. «Простую формальность» Стецков, как он признался после показа, любит и пересматривает.

Сравнения с великими для «Смертельно живого» — это, конечно же, преждевременный комплимент. И хоть режиссер и бросил публике вместо прощания фразу «Увидимся в Голливуде», до холмов с большими белыми буквами Стецкову пока далеко. В то же время нельзя не отметить смелось и самоуверенность постановщика: при множестве режиссерских промахов, в исходных данных у него был весьма интересный замысел. Предсказуемость в начале фильма компенсируется последними 15 минутами «Смертельно живого», когда уместно многократно повторять известную шутку про «Вот это поворот!».

Камерный триллер «Смертельно живой» — это история о немолодом популярном писателе, который получает анонимное смс с точной датой своей смерти. У него есть все основания верить присланному прогнозу, но смутные представления о том, как его избежать, кроме как попросить помощи у взрослого сына, связанного с каким-то криминалом. Подробное описание сюжета уже может служить спойлером, тем более, что в «Смертельно живом» не настолько сильна драматургия (все «твисты» просто проговариваются героями), чтобы держать в напряжении уже хоть что-то знающего зрителя.

Гораздо лучше Стецкова-режиссера и сценариста оказался Стецков-актер. В роли сына он часто переигрывает исполнителя главной роли — более опытного Александра Герелеса. Более того, Стецков нескромно отдал себе такого персонажа, чей вес для сюжета растет в геометрической прогрессии от сцены к сцене.

Себя монтировать было тяжело — признался Стецков после показа. Работа над лентой растянулась на два года, русскоязычный оригинал, рассчитанный не только для украинского проката, но и для СНГ, решили дублировать на украинский уже после. Закрученный сюжет «Смертельно живого» аукнулся создателям и во время съемок: ассистент режиссера должен был отправить пугающую смску на телефон главного героя, но вместо этого набрал номер своей мамы.

Испытание отечественной кинокритикой «Смертельно живой» вряд ли выдержит, но вот рядовые зрители после премьеры, похоже, остались довольны. Что самое главное в этом кинопроекте — энтузиазм его создателей, сумевших неожиданно и не оглядываясь на украинскую кинотусовку выпустить на большие экраны снятый на фотоаппарат Canon полнометражный фильм.

«Смертельно живой» выходит в украинский прокат 16 апреля. Фильм увидят в 20 городах, а его создатели планируют проехаться по стране с промотуром.