На большие экраны в США вышел хваленный документальный фильм «Комната 237». Лента о самых невероятных толкованиях фильма «Сияние» Стэнли Кубрика вызвала скептическую реакцию у работавшего над ним ассистента режиссера.

Леон Виталий, актер и личный помощник Кубрика, рассказал New York Times о том, что смеялся во время почти всего просмотра «Комнаты 237». «В фильме звучат такие идеи, которые, я точно знаю, являются сущим вздором», — прокомментировал Виталий.

Он также заметил, что никогда не обсуждал с Кубриком какое-то скрытое значение «Сияния», а сам режиссер никогда не говорил аудитории, как и что думать о фильме. «Уверен, что он не захотел бы и слышать 70 или 80% того, о чем рассказывается в „Комнате 237“… Потому что это чистейшая чушь», — добавил ассистент Кубрика.

В документальном фильме Родни Ашера «Комната 237» в девяти главах рассматриваются интерпретации различных сцен и деталей культовой картины «Сияние». Несколько киноведов и экспертов по творчеству Кубрика, не появляясь в кадре, сами озвучивают эти интерпретации. Среди версий хватает весьма экстравагантных идей, например, что режиссер снял кино об истреблении индейских народностей или о холокосте. Одна из версий гласит, что Стэнли Кубрик зашифровал в фильме признание в том, что именно он снял фальшивое видео высадки американцев на Луне. Этот вывод один из приглашенных в документальную ленту киноведов сделал, основываясь на том, что сын главного героя носит футболку «Аполлон-11», а расстояние между Землей и ее спутником составляет 237 миль.

Стэнли Кубрик известен как-режиссер-перфекционист. Он мог потратить на съемки одного фильма несколько лет, щепетильно относился к мельчайшим деталям и делал множество дублей. Поэтому в его картинах исследователи творчества режиссера ищут скрытые смыслы в любой мелочи. Насчет того, что немецкая печатная машинка в фильме намекает на тему холокоста, Леон Виталий возразил: «Это была машинка Стэнли. Многие решения во время съемок принимались из прагматических соображений, мол, это смотрится в кадре хорошо».

Фильм «Сияние» вышел в 1980 году и считается одним из самых страшных за всю историю кино. Джек Николсон играет писателя Джека Торренса, приезжающего с женой и сыном в огромный пустой отель в качестве сезонного смотрителя. Как и предыдущий работник гостиницы, Джек сходит с ума и пытается убить свою семью. Лента является вольной экранизацией одноименного романа Стивена Кинга, и автор первоисточника не раз критиковал кубриковское прочтение его текста. Таинственная комната 237 получила свой номер по просьбе владельцев одного из зданий, где проходили съемки (в романе была комната 217).

«Комната 237» в прошлом году участвовала в конкурсе «Двухнедельник режиссеров» на Каннском кинофестивале и получила лестные отзывы от множества кинокритиков. В минувший уик-энд документальный фильм появился в ограниченном прокате в США и на сервисах video-on-demand 29 марта.