Рецензии пользователя Антон Филатов

«Замок в Италии» участвовал в конкурсной программе Каннского кинофестиваля 2013 года. Упоминание об этом вы встретите практически на каждом постере ленты. Однако тут сразу надо уточнить, что это произошло не из-за художественных достоинств картины. А по той простой причине, что её режиссёр Валерия Бруни-Тедески — родная сестра Карлы Бруни, супруги экспрезидента Франции. Ведь Канны всегда выделялись своей конъюнктурой.

Если бы в режиссёрах и исполнителях главной роли значился другой человек — до столь уважаемого кинофеста фильм бы не дошёл. Ведь слишком плоский и очевидный его замысел. Слишком проста коллизия. Слишком проста задумка. И ещё много-много других «слишком»…

Сюжет фильма — реплика на крошащуюся аристократию Европы. Благородные семьи вырождаются. Дети именитых родов вынуждены искать последнюю надежду в случайных проходимцах-неудачниках. Ценности знатных семей разлетаются с молотка. А гости в их домах собираются чаще по случаю поминок, чем праздников. При этом новое поколение в таких семействах появляться не спешит. Едва ли не каждый месяц можно встретить в европейской прессе сообщение о вырождении того или иного именитого некогда рода Старого света.

Лента наполнена цитатами на классические произведения. Брат Луизы в одном из эпизодов играет вымышленным мячом в теннис, напоминая «Фотоувеличение» Антониони. В целом же сюжет «Замка в Италии» по своему контуру напоминает «Вишнёвый сад» Чехова, где беднеющее дворянство так же, как и зедесь, напоминало рыбу, выброшенную на берег. Собственно, последний, по словам режиссёра, и вдохновил её на создание фильма.

В таком задыхающемся состоянии и показывается на экране главная героиня Луиза, в исполнении Бруни-Тедески. Эта женщина окончательно заблудилась в жизни. Её ничто не радует и ничто не вдохновляет. На окружающую реальность она смотрит со страхом в глазах.

Исполнила эту роль актриса замечательно. Хрупкость, доходящая до комизма и вместе с тем ранимость, доходящая до трагизма, сочетаются в её игре очень гармонично.

Столь естественное воплощение образа объясняется автобиографичностью картины. Как и её экранная героиня, Бруни-Тедески не так давно похоронила брата, умершего от СПИДа. Кроме того, мать Луизы сыграла здесь мать самой актрисы.

Конечно, все эти факты подкупают. Вывернутая на широкий экран личная жизнь режиссёра заставляет восхищаться её смелостью. Но если закрыть глаза на личностные мотивы фильма и посмотреть на его художественные качества — поставить высокую оценку оному не поднимается рука.

В тех сценах, которые по своему накалу не уступают шекспировским драмам, всё сводится к банальному мелодраматизму.

В творчестве актрисы — это лишь третья режиссёрская работа в полнометражном кино. Неопытность видна в излишней продуманности сюжета. Нарочитый символизм той или иной сцены вытесняет саму по себе историю. Так что разбирать этот фильм по атомам, искать аллюзии и цитаты, нащупывать символы и копаться в автобиографии самой Бруни-Тедески — становится интереснее, чем просто-напросто смотреть фильм и получать удовольствие от истории, которая разворачивается на экране.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.