Рецензии пользователя Recensista

  • Лоре
    Lore (2012)

    Послевоенная драма о брошенных немецких детях, взрослении и примирении

    13 января, 2014, 18:47

Германия, май 1945 года. Войска союзников вступили на территорию поверженного захватчика. На фоне мирового триумфа разворачивается настоящая трагедия многодетной немецкой семьи: отец — высокопоставленный офицер СС, мать — преданная душой идеалам фюрера, не могут осознать всех последствий и справиться с обстоятельствами и кидают детей. 16-летняя Ханнелоре, или просто Лоре (Саския Розендаль), должна пробраться с детьми из Баварии в Гамбург, где, кажется, живет их бабушка.

Пусть послевоенную драму «Лоре» расхваливают заокеанские критики, но всё же позволим себе несколько ремарок. Во-первых, «Лоре» снимала австралийская постановщица Кейт Шортланд (это всего лишь второй ее проект) с немецкими актёрами на немецком языке с английскими субтитрами на основе новеллы Рейчел Сейфферт. Следовательно немецкоязычная лента по определению уже субъективна в подходе и отображении реальной исторической эпохи, даря возможность разным кривотолкам и сравнениям. Во-вторых, «Лоре» — это тяжёлая драма с детьми в главных ролях, эксплуатирующая тему Второй мировой войны «по ту сторону баррикад».

Авторы, рассказывающие историю людей, живших в нацистской Германии, должны быть изначально подкованы историческими материалами и деталями. В результате «Лоре» выглядит устрашающей иллюстрацией «Германии в бедствии»: все дороги патрулируются, разыскиваемых находят, разлучают с семьями и отправляют в лагеря для военнопленных, транспорт блокирован и т. д. В то же время есть множество свидетельств, что Германия после капитуляция выглядела не так удручающе и безысходно, как это показано на экране. Поневоле создается неприятное впечатление, будто после разгрома Третий Рейх постигли большие бедствия, нежели оккупированные в первые годы войны восточные земли.

Оттого воспринимать драму брошенных на произвол судьбы немецких детей становится невозможно, особенно когда искажаются факты и реальные обстоятельства. Кроме того огромную роль в развитии сюжета играет встреча Лоре и компании малолетних детей с еврейским парнем Томасом (Кай-Петер Малина), пережившим все ужасы концлагеря. Девушка, которой всю жизнь промывали мозги, не может поначалу смириться с присутствием «потенциально опасного» еврея, но со временем испуг переходит в любопытство, симпатию и даже любовь. Трудно раскусить намерения авторов и тем более не хочется допустить некорректных догадок.

Поэтому можно воспринимать «Лоре» как историю вынужденного и стремительного взросления девушки, на плечи которой легла ответственность за детей, в том числе одного грудного. Нести её ношу помогает бывший «враг», а теперь друг и попутчик, которого ещё полгода назад никто не воспринял бы всерьёз. По существу исторический контекст здесь служит лишь фоном для знакомства главной героини с парнем из другого мира, а о самой послевоенной Германии можно догадаться лишь в некоторых эпизодах. В остальном же оператор злоупотребляет макросъемкой, преувеличивающей «ужасы настоящего времени» и крупными планами, отчего просмотр становится более затруднительным и требующим скорее напряжения, чем размышлений.

Драма «Лоре», возможно, окажется намного ближе именно немецкому зрителю ввиду очень ограниченной темы, преподнесенной на экране.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.