Рецензии пользователя simulacrum

Пожалуй, стоит начать с того, что ещё до официального выхода «Александра» на большой экран, от него уже ожидали многого. Во-первых, потому, что фильм снимал не абы кто, а Оливер Стоун, на чьём счету немало отличных биографических картин. Во-вторых, история жизни Александра Македонского, одной из самых прославленных личностей античности, сама по себе увлекательна. Ну и в-третьих потому, что публика всегда с предвкушением относится к экранизациям древнегреческих эпосов, априори обещающих эффектное зрелище.

К сожалению, публику ждало разочарование по всем трём пунктам. Вместо того, чтобы снять фильм о героических подвигах великого полководца в духе «Гладиатора», Стоун неожиданно вылил на зрителей трёхчасовую мелодраму, в которой легендарный Македонский, возносимый его народом на уровень почти что божества, демифологизируется и предстаёт обычным смертным человеком, со своими слабостями и пороками. Которых, кстати, оказывается гораздо больше, чем положено великой личности.

Отсюда возникает конфуз. С трудом верится, что слабый, нерешительный, страдающий от неуверенности в себе, одержимый Эдиповым комплексом и ещё бог весть чем Александр, каким его рисует перед нами режиссёр, смог бы совершить все те подвиги, которые ему приписываются, и завоевать львиную долю известного в то время цивилизованного мира.

Такой ключевой эпизод из жизни Александра, как гибель его отца, в фильме пропускается, что является большим недочётом. Сражения, которые составляют большую часть взрослой жизни Александра, в значительной степени также игнорируются. За весь фильм показаны лишь два из них: битва при Гавгамелах с персами и сражение в лесах Индии. Да и то — сплошное разочарование. А ведь именно батальные сцены — основной конёк подобных картин. Те, кто ожидал от фильма славных битв и эпических побед в стиле «Храброго сердца» или «Гладиатора» почувствовали себя обманутым.

Вместо этого «Александр» концентрируется на более приземленных элементах: сомнительных отношениях главного героя с его амбициозной матерью Олимпией (Анджелина Джоли), победоносным отцом Филиппом (Вэл Килмер), женой-дикаркой Роксаной (Розарио Доусон), а также его откровенно гомосексуальных отношениях с другом Гефестионом (Джаред Лето). Складывается впечатление, что из-за отсутствия в картине прямого антагониста, эта роль была возложена Стоуном на внутренних демонов главного персонажа, которых, ради такого дела, было налеплено вагон и маленькая тележка.

Не слишком удачен и выбор Колина Фаррелла на главную роль. Дело в том, что Фаррелл, с его ирландским акцентом, не обладает необходимой харизмой, присущей героическому типу. Впрочем, Стоун и не требует этих качеств, уподобляя здесь Александра скорее Гамлету, чем Ахиллесу. А то, что эта интерпретация полководца пришлась не по душе зрителям, это уже другой разговор.

Александр Македонский, он же Александр Великий, был мужественным греческим воином, исследователем и идеалистом, который никогда не отступал в бою и провел всю свою жизнь, стремясь идти по стопам своего мифологического героя Ахилла. Он объединил под своей железной властью огромную империю, проведя македонские войска через полторы сотни кровавых сражений, из которых всегда выходил победителем. Таким его запомнила история. Но совершенно иным его показал Голливуд.

«Александр» становится второй крупнобюджетной исторической эпопеей, потерпевшей крах в этом году. Но в отличие от той же «Трои», где Вольфганг Петерсен безуспешно пытался угодить толпе, Оливер Стоун даже не заморачивался над подобными мыслями. А жаль, ведь могло бы получиться отличное зрелище, достойное войти в анналы кинематографа.

Расскажите друзьям

Комментарии (0)

Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.