Александр Alexander
Сюжет картины вращается вокруг жизни одной из величайших фигур в мировой истории — отважного полководца и завоевателя Александра Великого. После вероломного убийства македонского царя Филиппа II трон переходит к его сыну Александру. Молодой правитель, подпитываемый мечтами о славе и приключениях, рассчитывает подчинить своей власти весь известный цивилизованный мир, объединив разрозненные земли под своей эгидой. Его цель велика — Александр жаждет мира и процветания, за которые готов воевать и проливать кровь. Вместе со своим многотысячным войском Александр покоряет одно государство за другим, демонстрируя при этом поразительный ум, дальновидность и решительность. В 331
Ну вот, разве мог Голливуд не поиздеваться над очередной исторической героической личностью. На этот раз под жернова самой богатой в мире киноиндустрии попал Великий Александр Македонский. Хорошо, что я не видел этот исторический эпос в детстве, а то пропало бы желание вдохновляться великими людьми прошлого. Но с другой стороны «Алекс» — это довольно профессиональный взгляд на историю, просто взгляд глазами режиссера Оливера Стоуна. А видит он всё немного иначе традиционного. Давайте же разберёмся, люблю
Во времена, когда Македонию раздирали политические распри, и страна была разорена, на престол восходит царь Филипп ІІ. За 25 лет своего правления он объединил страну, расширил её границы и превратил Македонию в великую военную державу. Филипп без сомнения был великим и мудрым политиком, раз смог добиться таких результатов. По фильму этого не скажешь, тут упускаются все заслуги Филиппа, а он предстаёт фигурой временной, перед великим походом Александра. Но львиную долю славы и успехов Александра заложил именно его отец. С самого детства маленький Саша воспитывался отцом для будущих свершений. Его учили быть политиком, дипломатом, воином. Одним из учителей был и сам Аристотель. Уже в 16 лет Александр остаётся один управлять государством, после отъезда отца на очередную войну. И в это время подавляет восстание взбунтовавшегося племени, уверенно и грамотно. Через два года Александр командует конницей в войске отца и во многом решает исход сражения.
Оливер Стоун же представляет Александра в несколько ином свете, при чём с голубоватым оттенком. Эдакий образ маменькиного сыночка с бисексуальными наклонностями, скачущего на коне и поражающего врагов, выглядит
Что касается исторических событий, то они отражены
«Александр» основательно проигрывает той же «Трое» и по глубине философских взглядов и по зрелищности. Но так задумал режиссёр, а то, что задумал, исполнил неплохо. Актёры сыграли отлично по задумке. Кстати, следует сказать об актёрах. Роль Александра сыграл Коллин Фаррел — новая звезда Голливуда, его мать Олимпиаду воплотила Анжелина Джоли, а тирана отца — Вэл Килмэр.
Дать оценку этому киноэпосу довольно сложно. С одной стороны фильм поставлен не плохо, с
Пожалуй, стоит начать с того, что ещё до официального выхода «Александра» на большой экран, от него уже ожидали многого.
К сожалению, публику ждало разочарование по всем трём пунктам. Вместо того, чтобы снять фильм о героических подвигах великого полководца в духе «Гладиатора», Стоун неожиданно вылил на зрителей трёхчасовую мелодраму, в которой легендарный Македонский, возносимый его народом на уровень почти что божества, демифологизируется и предстаёт обычным смертным человеком, со своими слабостями и пороками. Которых, кстати, оказывается гораздо больше, чем положено великой личности.
Отсюда возникает конфуз. С трудом верится, что слабый, нерешительный, страдающий от неуверенности в себе, одержимый Эдиповым комплексом и ещё бог весть чем Александр, каким его рисует перед нами режиссёр, смог бы совершить все те подвиги, которые ему приписываются, и завоевать львиную долю известного в то время цивилизованного мира.
Такой ключевой эпизод из жизни Александра, как гибель его отца, в фильме пропускается, что является большим недочётом. Сражения, которые составляют большую часть взрослой жизни Александра, в значительной степени также игнорируются. За весь фильм показаны лишь два из них: битва при Гавгамелах с персами и сражение в лесах Индии. Да и то — сплошное разочарование. А ведь именно батальные сцены — основной конёк подобных картин. Те, кто ожидал от фильма славных битв и эпических побед в стиле «Храброго сердца» или «Гладиатора» почувствовали себя обманутым.
Вместо этого «Александр» концентрируется на более приземленных элементах: сомнительных отношениях главного героя с его амбициозной матерью Олимпией (Анджелина Джоли), победоносным отцом Филиппом (Вэл Килмер),
Не слишком удачен и выбор Колина Фаррелла на главную роль. Дело в том, что Фаррелл, с его ирландским акцентом, не обладает необходимой харизмой, присущей героическому типу. Впрочем, Стоун и не требует этих качеств, уподобляя здесь Александра скорее Гамлету, чем Ахиллесу. А то, что эта интерпретация полководца пришлась не по душе зрителям, это уже другой разговор.
Александр Македонский, он же Александр Великий, был мужественным греческим воином, исследователем и идеалистом, который никогда не отступал в бою и провел всю свою жизнь, стремясь идти по стопам своего мифологического героя Ахилла. Он объединил под своей железной властью огромную империю, проведя македонские войска через полторы сотни кровавых сражений, из которых всегда выходил победителем. Таким его запомнила история. Но совершенно иным его показал Голливуд.
«Александр» становится второй крупнобюджетной исторической эпопеей, потерпевшей крах в этом году. Но в отличие от той же «Трои», где Вольфганг Петерсен безуспешно пытался угодить толпе, Оливер Стоун даже не заморачивался над подобными мыслями. А жаль, ведь могло бы получиться отличное зрелище, достойное войти в анналы кинематографа.