Редакция oKino.ua представляет второй (наравне с топ-сериалами 2014) главный список за уходящий год. Ниже — десятка лучших, по нашей версии, кинокартин. При отборе фильмов мы опирались не на кассовые сборы, не на фестивальный успех, не на количество лайков/баллов/процентов у других изданий и сервисов. Мы опирались на художественные качества фильмов в соответствии с их жанром и аудиторией, отдавая преимущество картинам, которые может воспринять массовый зритель, но от которых не станет морщить лоб и киноэстет.

Примечание: фильмами 2014 года мы считали те, премьера которых (не важно где) состоялась за последние 12 месяцев, при этом сам фильм был доступен к просмотру, либо представленные раньше, но которые оказались в нашем прокате только в упомянутом году.

Гость

Казалось бы, странно видеть в списке лучших фильм категории Б, где нет ни одного узнаваемого актера и есть все те условные недостатки, которые присущи малобюджетным фильмам (на производство «Гостя» потратили никчемные, по меркам Голливуда, $1,9 млн). Но это би-муви оказывается гораздо драйвовее и интереснее, чем многие громкие кинопроекты уходящего года. «Гость» — стильный психологический триллер о похожем на Терминатора незнакомце, который располагает к себе и вызывает страх одновременно. «Гость» — это оммаж кино 80-х, фильм, который не дает зрителю то, что он ожидает от подобного жанра. За кадром звучит не гитарный рифф какой-нибудь метал-группы, но старая готика и EBM, а шикарную кульминацию, снятую в искусственном дыме, сопровождает грустная инди-электроника с нежным женским вокалом. Цитаты из старого кино, включая «Леди из Шанхая» Орсона Уэллса — еще одно свидетество в пользу того, что «Гость» — не проходной ширпотреб, но картина с потенциалом культовости, которую она потихоньку уже приобретает в США.

Стражи Галактики

В 2014 году практически не было безукоризненных блокбастеров: где-то хромала логика повествования, где-то не было никакой изобретательности по части режиссуры или постановки экшена и т. д. На фоне остальных киногигантов «Стражи Галактики» выделяются странным сочетанием почти детского сюжета и трэш-эстетики, близкой режиссеру картины Джеймсу Ганну по его предыдущим работам. В теории должно было получиться ужасно, но «Стражам Галактики» удалось завоевать зрителя юмором, самоиронией, отсутствием пафоса, характерного для супергеройских блокбастеров, и, конечно же, неожиданным саундтреком из старых хитов.

Враг

В нашем прокате этот фильм, к сожалению, прошел незамеченным, при этом предыдущий фильм того же режиссера, канадца Денни Вильнева, — «Пленницы» — получил намного больше внимания. «Враг» — атмосферный триллер в духе Дэвида Линча с вопросами, которые остаются без ответа, вариативностью толкований сюжета и загадочными предметами-символами вроде ключей и пауков. Джейк Джилленхол сыграл в картине сразу две роли — университетского преподавателя, ведущего скучную жизнь, и как две капли воды похожего на него начинающего актера. «Враг» — отличное кино для любителей сюжетных киноголоволомок и урбанистических пейзажей, отсылающих к «Затмению» Антониони. И еще: финал фильма «Враг» точно заставит вас если не вздрогнуть, то воскликнуть: «Что за...?».

На грани будущего

Повторимся: в 2014 году практически не было по-настоящему хороших блокбастеров. «На грани будущего», пожалуй, лучший из них. Сюжет, напоминающий футуристическую версию «Дня сурка», поначалу может вызвать скепсис, но он развеивается, как только зритель вовлекается в подкупающую реализмом историю. В фильме «На грани будущего», в отличие от других блокбастеров года, персонажи живые и драматически проработанные, а батальные сцены выглядят как настоящие военные действия, несмотря на то, что на вражеской стороне сражаются не другие люди, но инопланетные твари, похожие на жуков. Если придумать номинацию за самый умный сай-фай года, то в ней должен победить фильм «На грани будущего».

Стрингер

Редкий список лучших фильмов года обошелся без этой картины. Тем более странно, что на данный момент ни один отечественный прокатчик не объявил о планах привезти его в Украину. Да и Бог с ними тогда — благо, «Стрингера» можно найти в Сети. Вернее, даже нужно найти. Картина не может похвастать ни оригинальной режиссурой, ни операторской работой, и вообще от «Стрингера» отдает стилистикой кино 80-х. Но этот фильм показывает одного из самых интересных персонажей в американском кино последних лет. «Стрингер» — это история о мизантропе, об очень плохом человеке, но который не творит ничего противозаконного. Причем мы не наблюдаем постепенный моральный упадок героя — мы просто знакомимся с ним ближе по ходу фильма, осознавая, что он всегда поступил бы именно так, а не иначе. Идеи фильма «Стрингер» лежат на поверхности, даже проговариваются персонажами, но это нельзя занести в его недостатки — отчасти от того, что наблюдение за восхитительной актерской игрой Джейка Джилленхола заставляет забыть о драматургических недочетах.

Двойник

Вольная экранизация одноименного произведения Достоевского, снятая в кафкианских декорациях и с абсурдным юмором. При этом всем «Двойник» несет простую идею, о том, что не надо быть инфантильным сопляком, а воспитывать уверенность в себе и добиваться желаемого. О том же было снято-переснято кучу фильмов: и слащавых молодежных комедий, и мамблкора. Но «Двойник» от них отличает гротеск и эстетика кино немецкого экспрессионизма, которые как нельзя лучше подходят банальной теме обретения человеком чувства собственного достоинства.

Исчезнувшая

Как и в случае с фильмом «Гость», «Исчезнувшая» дает зрителю не то, к чему он готовился, читая описание. От последнего фильма Финчера ждали мрачного триллера, такого как «Зодиак» или «Семь», но старина Дэвид, кажется, дал волю юмору и снял увлекательнейший фильм о трудностях супружеской жизни. «Исчезнувшая» — это дань старым американским комедиям об отношениях между мужчинами и женщинами. Это также стеб над американскими обывателями, девушками с богатым внутренним миром и образом идеальной семьи, навязываемым масс-медиа. Только здесь эталонная супруга, которая любит ручки с розовыми перышками, запросто может перерезать кому-то глотку.

Голгофа

«Голгофа» — это современная история Христа в одной грешной ирландской деревне. Этот фильм затрагивает непопулярную в кино тему духовности, причем раскрывает ее не с позиций христианской пропаганды или, наоборот, критики церкви, но со стороны обычных человеческих отношений. С главным героем «Голгофы» — святым наших дней, человеком с непоколебимым терпением, отдающим всего себя служению людям — зрителю сложно себя соотнести. Но «Голгофа» напоминает о таких забытых и дискредитированных понятиях, как любовь к ближнему и самопожертвование, позволяя прочувствовать значение библейской фразы «отдать жизнь за грехи человечества».

Побудь в моей шкуре

Режиссер «Побудь в моей шкуре» Джонатан Глейзер переметнулся в кино из режиссуры видеоклипов, потому и его фильм — в первую очередь услада для глаз. Степенное, молчаливое и визуально эффектное кино об инопланетянине в женском обличье, заманивающем одиноких земных мужчин на убой. Звучит пошло, но любой эротизм в фильме сведен на нет, несмотря даже на то, что здесь Скарлетт Йоханссон впервые предстает на экране совершенно голой. Это также самая сильная и необычная роль голливудской актрисы, казалось бы, далекой от подобного арт-кино. Гуманоид в ее исполнении меняется в своем понимании людей: если вначале человек для него не интереснее пойманного насекомого, то позже инопланетный гость замечает, что «под шкурой» все же что-то есть. Мотив одиночества, конфликт между внешней оболочкой и душой, размышления о природе человека — все это есть в «Побудь в моей шкуре», выраженном во впечатляющей кинематографической форме.

Одержимость

Первое место в нашем топе отдаем этому фильму, потому как он одинаково хорош и как зрительское кино, и как драма с претензией, что случается нечасто. Если какому-то фильму и давать заезженное определение «вдохновляющий», то именно «Одержимости». Это редкий пример современного независимого кино, главный герой которого — очень сильная и целеустремленная личность, в отличие от модных нынче вечно растерянных и не уверенных в себе персонажей, становящихся заложниками обстоятельств. И пусть вас не сбивает с толку описание сюжета «Одержимости»: да, это фильм о противостоянии студента и руководителя учебного оркестра в музыкальной академии. Скучно? Отнюдь! В этом заслуга отличного сценария, динамичного монтажа и режиссуры с хорошо расставленными акцентами. Потому «Одержимость» — лучший фильм 2014 года, который легально можно будет посмотреть лишь в году 2015 — с 22 января, когда картина выйдет в наш прокат.