Наконец-то oKino.ua добралось и до одного из главных топов: лучших сериалов года. В этом материале мы решили быть максимально честными и с читателями, и со своей совестью — именно поэтому в списке нет, например, «Игры престолов» или «Подпольной империи». Нашим главным критерием была не выслуга лет или всеобщий хайп, а скорее попадание в ногу со временем: таким образом, мы выбрали десять сериалов, которые лучше других объясняют тот мир, в котором мы живем.

Службы новостей

В 2014-м, после короткого, но успевшего наделать шуму третьего сезона сериал Аарона Соркина закончился. Нам его определенно будет не хватать, ведь «Служба новостей» на фоне сериального разнообразия все же маячила в одиночестве. Больше не было другого шоу, настолько сильно заражавшего идеализмом, верой в вечные ценности и собственные силы. Впрочем, заканчивается эта теледрама вовремя и едва ли не призывом «к оружию»: теперь соркиновскими журналистами (читай: искателями правды) должны стать мы сами.

Настоящий детектив

Это настолько очевидная кандидатура, что даже хотелось назло не включить ее в список — и так слишком много внимания. Но выяснилось, что это не просто разовое эффектное событие: практика показала, что сериал можно пересматривать и дрейфовать еще дальше в его вязкой философии. И да, во второй раз советуем приковать усиленное внимание не к Расту Коулу, который по второму кругу обнаруживается претенциозным последователем Ницше, а к герою Вуди Харрельсона. Вот где вершина.

Фарго

Помните, как все началось? Разбитый нос Лестера, странный мужчина в больнице, закипевшая вновь детская обида. Затем пошли трупы, настоящая дьявольщина, роковой фатум. «Фарго» цепляет всех без исключения, потому что нам наконец показали настоящую, а не киношную, историю зла, которое начинается не с четких планов и изощренных замыслов, а с сущих мелочей и проступков, с дрогнувшей руки и вспыхнувшей ярости.

Штамм

Гильермо дель Торо покряхтел, глядя на позорные «Дневники вампира» и то, в какой ад скатилась «Настоящая кровь», и решил наконец показать, как надо. В сериале буквально с первых кадров чувствуется твердая рука маэстро. Маэстро, сообщающего нам о том, что на самом деле вампиры и всякая нечисть, которую мы успели пригреть в своих сердцах, — это вовсе не забавно и не сексуально. Это вирус и угроза жизни, с которой надо сражаться.

Физрук

oKino.ua посвятило не одну статью феномену этого сериала, оказавшегося лучшим телевизионным произведением на русском языке. Что еще можно добавить о «Физруке»? Этот сериал — наша общая победа над жанром ситкома. История Фомы, бандита из 90-х, который никак не может найти себе место в нашем времени, не была смешной с самого начала, но во втором сезоне вообще превратилась в пронзительную драму. И это, конечно, новый виток для русскоязычного телепродукта — от осмеяния недостатков героев к сопереживанию. Надеемся, эта тенденция, начатая «Физруком», продолжится и в 2015 году.

Олив Киттридж

Иногда сериалы бывают лучше книг. Вот такую вот слегка парадоксальную по своей природе теорию доказал мини-сериал Лизы Холоденко «Оливия Киттридж», поставленный для канала HBO по мотивам одноименного романа Элизабет Страут. То, на что в книжке уходили целые страницы, здесь демонстрируется одним удачным кадром длительностью в пару секунд или даже выбранным планом съемки. И да, сериал заставляет довольно серьезно задуматься о старении и старости — тоже не слишком типичный ход, учитывая культ молодости, который обычно царит и на ТВ в том числе.

Оставленные

Это шоу немного неправильно позиционируют. «Оставленных» действительно придумал Дэймон Линделоф, автор «Остаться в живых». Но этот сериал — не «от создателей „LOST“», он и является новым «LOST», только уже для нынешнего времени. Здесь также есть главная мистическая загадка, над которой думаешь весь сезон, но помимо этого в кадре очень красиво сокрушаются и страдают персонажи. В общем, отличная метафора того, до чего мы можем докатиться со своими гаджетами и тотальной разобщенностью, неспособностью общаться.

Американская история ужасов

Райан Мерфи и Брэд Фалчук — главные деконструкторы американской действительности. Они из сезона в сезон разрушали существующие штампы «ужасного» — от дома с привидениями до ведьминского шабаша. В этом году, в четвертом сезоне антологии, посвященной цирку уродов, этот творческий тандем намекнул нам об извечной истине: монстры — не снаружи, монстры — не люди с уродствами, монстры — мы сами, добропорядочные и сытые.

Оранжевый - хит сезона

Долго разглагольствовать не имеет смысла — просто это главный женский сериал года с сильнейшими волевыми характерами. И если раньше был повод предъявить к телевизионщикам претензии, которые явно злоупотребляют образом женщины на ТВ как глупой куклы, приставленной к мужчине, то сейчас эти претензии уже несостоятельны.

Кремниевая долина

Майк Джадж попал в точку, спровоцировав своим сериалом добрую иронию и заставив критически пересмотреть ситуации с обезумевшими стартаперами и молодыми программистами, которые бредят о презентациях в Пало-Альто. Может быть, в сугубо комедийном смысле «Кремниевая долина» не так сильна, как, скажем, «Луи» или тот же «Брод Сити», но за новизну в плане выбранной тематики сериал однозначно заслуживает право называться лучшей комедией 2014 года.