Приближается главный праздник нашей страны — 23-я годовщина провозглашения Независимости. Этот день — всегда повод оглянуться на то, что произошло и чего достигла Украина с 1991 года. В oKino.uа предлагают обратить внимание на отечественный кинематограф, который долгие годы недополучал внимание со стороны как зрителей, так и ответственных за киноиндустрию в стране, но, тем не менее, продолжал развиваться — когда крохотными шажками, когда заметными скачками.

Мы рассказываем о 23 лучших украинских фильмах по мнению нашего издания — художественных полнометражных и коротком метре, документальных картинах и анимациях. Специально не расставляем фильмы по рейтингу, оставляя это на суд читателей. Также в список не попали ожидаемые ленты «Племя» и «Братья», так как оценить их пока нельзя — в Украине их премьеры еще не состоялись.

Полный метр

Голод 33

Режиссер: Олесь Янчук

Первый и самый проникновенный украинский фильм о Голодоморе. Изначально авторы фильма хотели построить его на рассказах выживших, но сюжет не складывался, пока сценарист Лесь Танюк не предложил режиссеру прочесть роман Василя Барки «Желтый князь», тогда малоизвестный в Украине. Так в фильме появилась история семьи, которая гибла от голода, тогда как отобранный у селян урожай советская власть держала рядом под замком. Премьера фильма «Голод-33» состоялась на телевидении за день до исторического референдума 1991 года, подтвердившего Независимость Украины.

Кислородный голод

Режиссер: Андрей Дончик

Этот фильм — иллюстрация того, почему Советский Союз исчез с карты мира. Главный герой призывается в армию — микроверсию советского общества. Здесь есть представители всех братских народов, но из них признается только один, как и один язык, на котором разрешено говорить. Кто не готов унизиться — будет наказан. Кто не хочет подстроиться под систему — будет ею уничтожен. Идиотизм и жестокость этой системы кажутся сюрреалистическими, даже несмотря на то, что «Кислородный голод» снят по армейским воспоминаниям режиссера Дончика и сценариста Юрия Андруховича.

Певица Жозефина и мышиный народ

Режиссер: Сергей Маслобойщиков

Фильм Сергея Маслобойщикова — это вольная экранизация сразу нескольких произведений Франца Кафки. Здесь кафкианское общество, жестоко подавляющее любую индивидуальность, приобретает черты растерянной и брошенной своим поводырем толпы, ощущение которой охватило постсоветские страны после распада Союза. Фильм снят в театрализованных декорациях, полон аллегорий, а среди актеров неожиданно присутствие писателя Вадима Скуратовского — в роли философа, поддающего сомнениям абсурдную реальность показанного в фильме сообщества.

Путеводитель

Режиссер: Александр Шапиро

Шапиро — уникальный персонаж для украинского кино. Он не жалуется на отсутствие денег в отечественной индустрии, не клянчит бюджет у государства и не требует взамен ничего, включая и внимание зрителя. Шапиро щедро выкладывает свои фильмы в Сеть: мол, кто захочет, посмотрит, а нет — так нет. «Путеводитель» — это экскурсия по маргинальному Киеву: от ночного клуба с мажорами до бетонированных берегов Лыбеди с бомжами. И это вторая и лучшая работа Шапиро, снятая, когда режиссер еще не ударился в отстраненную от реального мира декоративность.

Настройщик

Режиссер: Кира Муратова

Муратова умеет рассказывать о моральном падении человека как бы невзначай, когда сам герой не замечает изменений в себе, не испытывает мук совести и не несет в финале наказания, обязательного для большинства картин. «Настройщик» — из таких картин, но он не отдает пессимизмом, как это было с другими работами Муратовой, затрагивающих аналогичный конфликт, например, с «Астеническим синдромом». «Настройщик» — фильм, по муратовским меркам, простой, но выверенный, во многом опирающийся на харизму исполнителя главной роли Георгия Делиева, который здесь сыграл, ни много ни мало, роль всей своей жизни.

Молитва о гетмане Мазепе

Режиссер: Юрий Ильенко

Только ленивый не ругал этот фильм. Отечественные критики когда-то назвали его худшим среди всех, украинских и зарубежных картин, показанных в Украине в тот же год. На Берлинале зрители в недоумении удирали с показа. Распространенная реакция на «Молитву»: «Это бред». Мы же придерживаемся другого мнения: прощальный и самый масштабный фильм Юрия Ильенко требует от зрителя глубокого знания украинской истории и культуры, а гротескные сцены с эротикой и насилием не следует воспринимать буквально. И это чуть ли не единственный фильм, в котором украинская казацкая старшина выглядит как политическая элита, а не сборище жадных ряженых панов.

Гамер

Режиссер: Олег Сенцов

Как и Шапиро, Сенцов появился в кино из ниоткуда, не спрашивая одобрения у отечественных «корифеев» и конъюнктурщиков. Появился и снял честное кино, как бы пафосно это не звучало, — фильм о парне, который хотел от жизни больше, чем считается достаточным, и не хотел того, что считается обязательным. Развязка этого конфликта почти что комична, что не умаляет мастерства Сенцова тонко и деликатно раскрыть характер героя.

Хайтарма

Режиссер: Ахтем Сейтаблаев

Убедительное жанровое кино о депортации советской властью крымских татар во время Второй мировой. «Хайтарма» — наш ответ «Списку Шиндлера»: здесь тоже нет откровенных сцен насилия, бесчеловечность происходящего прочитывается через душевные терзания героев — как жертв депортации, так и тех, чьими руками она была совершена. Показы фильма в Украине неизменно сопровождались аншлагами, в России же сеансам препятствовали чиновники. Выйди «Хайтарма» на экраны не год назад, а, допустим, сейчас, на родной земле режиссера и главных героев ее бы попросту не смогли показать.

Короткий метр

Пересохшая земля

Режиссер: Тарас Томенко

В начале 2000-х Тарас Томенко отличился сильными короткометражными работами «Тир» и «Бойня», снятыми на черно-белую пленку «Свема», которой снабжали студентов в киноинституте. «Пересохшую земля» он снял уже на студии — в цвете, с массовкой и тщательной работой художника-постановщика. Сам же фильм — это притча по мотивам «Старика с крыльями» Маркеса — о человеке, поймавшем и посадившем в клетку ангела.

Кросс

Режиссер: Марина Врода

«Кросс», снятый за несколько дней в Пуще-Водице, в Каннах наградили как лучшую короткометражку. В фильме о школьнике, сдающем норматив по бегу, пытаются усмотреть много смыслов, в том числе найти политический подтекст. Дескать, Украина находится на распутье, как и герой фильма: бесцельно бежать вместе со всеми, либо свернуть с опасностью для себя, или даже изолироваться от всех, пытаясь удержать равновесие. Сама Врода от подобных ассоциаций открещивается, утверждая, что снимала кинопоэзию, вдохновленную юношескими воспоминаниями.

Очерет

Режиссер: Руслан Батицкий

Батицкого относят к так называемым «украинским злым» — режиссерам, которые живописуют разложение нашего общества во всех его проявлениях. «Очерет» хоть и представляет пессимистический взгляд на мир, но его художественная составляющая вуалирует социальный контекст, выпирающий во многих других украинских короткометражках. Потому на первый план в фильме выходит не идея упадка села, но естественный для каждого страх за близких, которые могут остаться одни.

Зрелище

Режиссер: Виталий Потрух

«Зрелище» — дипломная работа Потруха, отмеченная только на студенческом фестивале «Пролог» и «Открытой ночи-2002». Интереснейший по форме фильм: супружеская ссора оказывается киносъемками, которые оказываются репетицией пьесы, о которой снимают телесюжет, который… и так далее. Из всех вариаций истории определить ту, которая происходит на самом деле, невозможно — в конце концов, все это зрелища, иронизирующие над реальностью.

Кордон

Режиссер: Олег Туранский

Студенческий фильм, снятый в 2004 году и засветившийся лишь на нескольких мелких фестивалях. «Кордон» — это экранизация рассказа-миниатюры «Священные кости» Пера Лагерквиста о войне между двумя народами. Призраки погибших солдат с обеих сторон встречаются на границе и обмениваются костями, которые перемешались на поле боя. В фильме Туранского нет элемента сарказма, присущего литературному источнику, что делает «Кордон» впечатляющей пацифистской притчей. К несчастью, очень актуальной сейчас.

Документальные

Время жизни объекта в кадре

Режиссер: Александр Балагура

Отнести этот фильм к документалистике можно лишь условно: режиссер делает игру с фикцией и реальностью главной темой, добавляя длинные постановочные сцены и чужую хронику. Балагура пытается оживить, вывести за пределы кадра снимки известных украинских фотографов, раскрыть истории, которые были либо могли быть за ними. «Время жизни объекта в кадре» — киноэксперимент в духе фильмов Криса Маркера и Жан-Люка Годара, который, не является откровением в искусстве, но необычен для украинского кино.

Живые

Режиссер: Сергей Буковский

Буковский — величина в украинской документалистике, который умело обращается как с бытовым материалом вроде жизни работников птицефермы, так и историческими хрониками. Потому Буковский снял кино практически обо всех ключевых темах нашей истории ХХ века: Второй мировой, Холокосте, Чернобыле, провозглашении Независимости. Фильм «Живые» посвящен Голодомору. Режиссер собрал мозаику из разных стилей документального кино: здесь репортаж о Ющенко сочетается с интервью пострадавших от голода, а историческая хроника — с постановочными сценами о британце Гарете Джонсе, который первым написал об искусственном голоде в Украине.

Путники

Режиссер: Игорь Стрембицкий

Стрембицкий снял в психиатрической больнице документальное эссе о детстве, сумасшествии и мечтах, которым не суждено сбыться. Сам режиссер называл этот фильм автопортретом, хотя ни одного раза не появился перед камерой. «Путники» стали первым в истории Украины фильмом, получившим «Золотую пальмовую ветвь» Канн, пускай и за короткометражный фильм.

Ступени демократии

Режиссер: Георгий Шкляревский

Шкляревскому удалось в полчаса экранного времени вместить насыщенный событиями период украинской истории с 1989 по 1992 год. Причем обойтись без закадрового голоса, пояснительных титров (кроме указания даты) и новостной хроники. Фильм «Ступени демократии» сейчас значит гораздо больше, чем просто документ эпохи. Это наблюдение за рождением независимой нации: вначале растерянной, потом воодушевленной и еще позже — разочарованной. От радостных возгласов «Слава Украине!» до горького исполнения песни «Все идет по плану». К счастью, мы знаем, что на смену разочарованию со временем пришли новые надежды и радости. И всегда приходят.

Против солнца

Режиссер: Валентин Васянович

Сейчас Васяновича знают, как режиссера «Обычного дела», «Креденса» и лучшего украинского фильма последнего ОМКФ «Сумерки». А десять лет назад он «выстрелил» хулигански-поэтической документалкой «Против солнца». Герой этого фильма — гончар-левша, который вращает гончарный круг не так, как все — против солнца, рассуждает о матриархате и выгуливает собаку, которая сошла с ума.

Анимация

Шел трамвай № 9

Режиссер: Степан Коваль

Набор комичных житейских историй о пассажирах одного трамвая, которые поражают узнаваемостью типажей и ситуаций. Эта пластилиновая анимация «о том, как мы живем» (как гласит синопсис) двенадцать лет назад принесла Украине ее первую и пока единственную награду Берлинского кинофестиваля.

Следующий

Режиссер: Анатолий Лавренишин

До банальности простая, как по сюжету, так и по исполнению анимация, что не является, однако, ее недостатком. Человечки из палочек и кружочков томятся в очереди на гильотину, пока зловещий механизм не дает сбой. Вообще же, «Следующий» — это оптимистический мультфильм о том, что каждому может выпасть в жизни шанс вершить судьбы других.

Клиника

Режиссер: Александр Бубнов

Общее карнавально-депрессивное настроение первых лет Независимости отразилось не только на художественном кино, но и на анимации. Но последняя всегда получается веселее. Вот как «Клиника», например, — сюрреалистический мульт-хоррор. Здесь вам и пародия на «Вия», и высмеивание отечественной системы здравоохранения, и психоанализ, и стеб над голливудским кино.

Засыпет снег дороги

Режиссер: Евгений Сивоконь

Евгений Сивоконь, без преувеличения, мэтр отечественной анимации, который научил сотни тысяч детей, что «чистота — залог здоровья», а «порядок — прежде всего». Кроме того, благодаря педагогическому таланту Сивоконя из киевского киноинститута вышел не один талантливый автор. За годы Независимости мастер делал мультфильмы очень редко. «Засыпет снег дороги» — его работа 2004 года, песочная анимация, в которой пожилой человек предается дорогим для каждого человека воспоминаниям детства.

Пьеса для трех актеров

Режиссер: Александр Шмыгун

«Своей любовью мы можем одолеть жестокость», — сказал однажды в интервью Александр Шмыгун, рассказывая о своем мультфильме. Куклы из «Пьесы для трех актеров» любят своего кукловода-создателя преданно и жертвенно, несмотря на обращение с ними. Шмыгуну удалось снять красивый и грустный мультфильм, затрагивающий серьезные темы.