5 неожиданных фильмов о Франкенштейне

Егор Алексеев. 24 ноября, 2015 0 10

История о Викторе Франкенштейне — ученом, создавшем монстра — классический сюжет, к которому в кино обращались десятки раз. Иногда используя его целиком, иногда — лишь как отправную точку. На этой неделе в украинский прокат выходит новая трактовка романа Мэри Шелли — «Виктор Франкенштейн» с Джеймсом МакЭвоем и Дэниэлом Рэдклиффом. К этому событию oKino.ua вспоминает пять самых смелых переосмыслений данной темы: от классической комедии Мэла Брукса до неожиданной версии короля поп-арта Энди Уорхола.

Начиная с 30-х годов студия Universal считалась главным производителем фильмов о Франкенштейне. Созданный же ими «Дом Франкенштейна» — это фактически «Мстители» в мире Universal, то есть объединение всех классических героев картин о монстрах (за исключением мумии, на которую у студии в этот раз просто не хватило денег) в одной истории. В разное время Франкенштейна играли великие Кристофер Ли и Борис Карлофф, здесь же его роль досталась бывшему ковбою Гленну Стрэйнджу. А Карлофф сыграл злого ученого Густава Нисмана, наделенного, правда, классическими франкенштейновскими шрамами на лице. Сюжет фильма кажется настоящим безумием. Здесь есть и побег Нисмана из тюрьмы, в которую ударила супермолния, его попытка мести всем на свете, оживление Дракулы, столкновение с человеком-волком и даже любовный треугольник с цыганкой и горбуном. Сейчас все это выглядит как настоящий трэш, но в 40-х считалось вершиной хоррор-жанра.

Режиссер Мэл Брукс сделал себе имя многочисленными пародийными фильмами, где доставалось как классическим триллерам Хичкока («Страх высоты»), так и вестернам («Сверкающие седла»), и sci-fi боевикам («Космические яйца»). Не обошел он стороной и историю о Франкешнтейне. В своей версии 1974 года Брукс прошелся как раз по классическим картинам Universal. В его фильме молодой Фредерик Франкенштейн наследует имение своего деда Виктора. После чего в компании слуги Игоря, грудастой помощницы и пугающей экономки пытается продолжить его эксперименты по оживлению людей. Сегодня, конечно, все это выглядит не так смешно как в 70-х, и некоторые шутки и неспешный ритм кажутся немного устаревшими. Однако даже в таком виде «Молодой Франкенштейн» — это одна из лучших комедий в истории американского кино и главное творение режиссера Мэла Брукса.

Если фильм Брукса выглядит невинной забавой, то лента Энди Уорхола и Пола Моррисси кажется самой настоящей трип-версией истории Мэри Шелли. Первый выступил продюсером, второй — режиссером. Все снималось на легендарной «Фабрике», большинство актеров находились под действием ЛСД, а среди приглашенных звезд в кадре мелькали многие знаменитости и друзья Уорхола. За «Плотью для Франкенштейна» последовало формальное продолжение — картина Моррисси «Кровь для Дракулы». В обеих картинах главные роли сыграли любимец Фассбиндера Удо Кир и Джо Д’Алессандро. По сюжету первого фильма, барон Франкенштейн (Кир) решает создать идеальных мужчину и женщину. С девушкой у него все получается без проблем, но для создания парня не хватает головы «настоящего самца». Ради ее поисков барон отправляется в публичный дом, но вместо мачо, по ошибке, находит юношу, решившего стать священником. Последнее, впрочем, не мешает ученому обезглавить того ради своего великого дела.

Еще один привет классическим фильмам студии Universal. «Боги и монстры» — это не столько рассказ о Франкенштейне, сколько очень грустная и смелая история его киносоздателя — режиссера Джеймса Уэйла (Иэн МакКеллен). Именно Уэйл снял первые ключевые фильмы о Франкенштейне, однако его жизнь была омрачена множеством собственных драм. Он был гомосексуалистом и великим режиссером своего времени — а именно любовь и кино буквально погубили его жизнь. В фильме «Боги и монстры», забытый всеми, Уэйл живет затворником, предается воспоминаниям и, встретив молодого солдата, решает создать из него «монстра», который и должен будет его убить. Причем все это совсем не привычная биография, а, скорее, странный арт-фильм, где действие происходит на границе между сном и реальностью, повседневностью и самым настоящим безумием.

Помимо пародий и переосмыслений классики в наше время из истории Мэри Шелли попытались сделать зрелищный боевик. В ленте «Я, Франкенштейн», например, героем стал монстр по имени Адам (Аарон Экхарт), созданный некогда самим Франкенштейном. Главная особенность ленты — перенос действия в наше время и создание из монстра настоящего комиксового супергероя. Адам оказывается посреди противостояния двух кланов могущественных потусторонних существ и именно ему под силу спасти мир от последствий этой войны. Главная претензия к самому фильму была в его простоте и даже примитивности, но в этом можно найти и свой плюс. «Я, Франкенштейн» — прежде всего, развлекательное кино, с множеством экшена и довольно необычным взглядом на классический сюжет.

Фильмы: House of Frankenstein / Дом ФранкенштейнаThe Avengers / МстителиYoung Frankenstein / Молодой ФранкенштейнHigh Anxiety / Страх высотыBlazing Saddles / Сверкающие седлаSpaceballs / Космические яйцаFlesh for Frankenstein / Тело для ФранкенштейнаBlood for Dracula / Кровь для ДракулыGods and Monsters / Боги и монстрыI, Frankenstein / Я, Франкенштейн
Подборки: Фильмы про вампировФильмы про вестернФильмы про ковбоевФильмы про сверхспособностиФильмы про супергероев

Другие статьи