Массовый зритель незаслуженно обходит артхаус стороной, хотя даже средний артхаусный фильм принесет больше пользы, чем какая-то попкорновая банальщина: хотя бы даст пищу для размышлений. В преддверии 6-го Одесского международного кинофестиваля, где будет полно «кино с претензией», Роксана Рублевская рассказывает, как правильно смотреть артхаус, чтобы стать его поклонником и, наконец-то, понять, за что какому-то странному фильму дали кучу престижных наград.

Случается так: зовут смотреть кино «не для всех», а вам вдруг вспоминается 90 минут «каторги» с длинными планами рисовых полей и шизофреническими монологами актеров-дебютантов. И вместо готовности подискутировать после просмотра, вы многозначительно молчите или нехотя киваете головой. Но достаточно разделить фильм всего на 4 составляющих и можно навсегда забыть о подобных сложностях.

Интеллектуальное кино (условно — артхаус) — особенная категория в кинематографе, ориентированная на думающую аудиторию. Целью такой элитарности есть попытка сохранить кино, как искусство, продемонстрировать индивидуальность режиссера, часто пренебрегая кассовыми сборами и вкусами публики. Нередко обладатели фестивальных абонементов обвиняют мэтров в «халтуре», уверяя окружающих, что намедни сняли своего приятеля ничуть не хуже, чем Фассбиндер «Керель». Чтобы не ставить себя в неловкое положение, надо заранее подумать о следующем.

Режиссерская стилистика

Кадр из фильма дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни

Самый простой способ понять артхаусную картину — узнать максимум о личности ее создателя. Неважно, собираетесь ли вы в кинотеатр по близости или на Каннский фестиваль, необходимо найти время и поинтересоваться автором предстоящей премьеры. Художественный стиль любого именитого режиссера всегда узнаваем. Использование одних и тех же приемов, а иногда тем, проблематик и даже актеров, формируют неповторимый почерк, который совсем скоро вы начнете отличать от всех прочих.

Персонажи

кадр из фильма Идиоты

Героями артхауса становятся неуживчивые, замкнутые, чудаки, находящиеся в поиске своего места в жизни, не умеющие и не желающие взаимодействовать с окружающим миром. Характеры и поведение протагонистов часто не соответствуют морально-этическим нормам и могут вызывать у зрителя весь спектр негативных чувств. Целью создания таких персонажей является желание режиссера показать несовершенство и неоднозначность человеческой натуры, уделить внимание маргиналам, которых тяжело увидеть в жизни или на экране, и отойти от голливудского идеала «сверхчеловека». Потому не стоит ожидать в главных ролях, например, Дженнифер Энистон и Джейсона Стэйтема. Здесь не нужны типажи завоевателей «межгалактических пространств», автор пытается сохранить чистоту Вашего восприятия путем использования преимущественно малоизвестных актеров.

Проблематика

Кадр из фильма Красивая работа

Если для популярного жанрового кино характерна внешняя борьба героя с чем-либо, то в артхаусе, как правило, мы углубляемся во внутренние переживания. Зачастую тут не идет речи о нравственном выборе, герой не стремится быть «впереди планеты всей», скорее его устраивает место в тени, где он вполне доволен своей отчужденностью. Наиболее характерными темами являются: критика эпохи потребления; разложение и деградация современного общества; душевные драмы; одиночество, экзистенциальный кризис; страх смерти и неприспособленность к жизни и прочие темы, о которых думать обычно не хочется.

Съемка

кадр из фильма Пропавший без вести. Пролог

Не стоит удивляться, если первых 10 минут фильма вы видите качающуюся на ветру ветку яблони, или камера фиксирует медленный проход вдоль длинного забора с колючей проволокой. Будьте уверены, что все так и задумано. Для артхауса съемка — не способ развлечь зрителя и даже не попытка иллюстрировать сюжет. Задача — погрузить публику в ощущения героев, какими бы неприятными они ни были, научить Вас читать между строк. Персонажи могут оказаться в чудовищном маргинальном быту: необжитые квартиры с облезлыми стенами, старая мебель, а то и ее полное отсутствие. Внешняя среда призвана отражать внутренние состояния и дополнять экранный образ.