В эту пятницу, 10 июля, открывается шестой Одесский международный кинофестиваль. Город этим летом ожидает неслыханный наплыв туристов, которым грех не присоединиться к ежегодному кинопразднику в Одессе. Программа фестиваля кажется богатой, как никогда прежде: больше сотни кинофильмов объявлено в расписании. Чтобы не потеряться во всем его многообразии, предлагаем довериться советам редакции oKino.ua о том, какие фильмы смотреть и что делать во время ОМКФ.

Реальность

Новая работа Квентина Дюпье, парижанина с необычайной фантазией и чувством юмора, открывающая кинофестиваль. Дюпье прославился в конце 90-х сперва как электронный музыкант Mr. Oizo, скрывающийся за персоной желтой марионетки из рекламы Levi’s. Уже тогда он сам снимал свои клипы, сподобившись на полнометражный кинодебют лишь во второй половине нулевых. Сюжеты Дюпье — это зачастую стеб, сюрреализм и игры с публикой. Например, на постере к его предыдущей работе «Неправильные копы» вместо похвальных цитат из рецензий красовался отзыв от Variety «Безвкусно и претенциозно». В «Реальности» Дюпье язвит по поводу киноиндустрии и ТВ: по сюжету, здесь ищут идеальную «жертву» для роли в хорроре об убивающей телепрограмме.

Е.

Е.

Вдохновленная античной мифологией история о двух Еленах из города Троя, штат Нью-Йорк. Одна всерьез нянчит куклу, как живого ребенка, другая думает, что беременна, а тем временем после падения метеорита (метеорита ли?) в округе пропадают люди. Эту странную историю впервые показали на экране на Венецианском кинофестивале, после чего часть зрителей осталась в недоумении, часть насладилась оригинальностью замысла снявших «Е.» режиссеров.

Объятья змеи

Приезжавший два года назад в Киев актер из «Боргмана» Ян Бейвут играет в этой картине немецкого исследователя начала ХХ века, плывущего вглубь Амазонки. Его сопровождает местный мужчина и молодой шаман. Путешествие не науки ради: исследователь надеется найти полумифическое растение, которое излечит его от болезни. Ждите от «Объятий змеи» красивой операторской работы, критики колониализма и знакомства с колумбийскими индейцами. В Одессу фильм приезжает прямиком из Канн, где отхватил приз от артхаусных кинотеатров.

Бридженд

Пропитанный духом скандинавского нуара триллер о десятках самоубийств среди подростков в глухом валлийском регионе. Впору бы поморщить нос: чего только, мол, не придумают для сюжета а-ля «Настоящий детектив». Но дело в том, что Бридженд основан на реальных событиях: за пять лет в той местности покончило с собой больше 70 тинейджеров, полиция связь между смертями так и не нашла, а вся история осталась загадочным инцидентом, на которой долго спекулировала пресса. «Бридженд» покажут в международном конкурсе ОМКФ — хотите немного мрака в солнечной Одессе, идите на сеанс.

Песнь песней

Песнь песней

Один из двух украинских фильмов в международном конкурсе фестиваля. «Песнь песней» — новый фильм перебравшейся в Германию одесситки Евы Нейман, которую некогда называли преемницей Муратовой. Снятый по мотивам произведения Шолом-Алейхема, этот фильм повествует о еврейском штетле в начале ХХ века, о мальчике и девочке, друзьях детства, которые, повзрослев, начинают испытывать друг к другу чувства. Пока неизвестно, чего именно ждать от картины Нейман, ранее снимавшей минорные драмы. В эти дни режиссер тестирует фильм на публике в Карловых Варах, где три года назад уже получила один приз.

Captum

Captum

Второй отечественный продукт в главном конкурсе ОМКФ. Фильм, на который вряд ли стоит возлагать большие надежды, но который вызывает любопытство. «Captum» (лат. «Плен») — это история о том, как террористы пытают людей, как обычные, в общем-то, люди переходят в стан боевиков и становятся садистами. Тема картины кажется спекулятивной и обещает, как говорится, «жесть». Тем более странно, что «Плен» снял Анатолий Матешко, умелый постановщик жанрового кино — такого, какое нравится зрителю. Причем это его следующая киноработа после семейного «Трубача», да и постоянный актер Владимир Горянский ради «Плена» сменил амплуа добряка на садиста.

Украинская документалистика

Диббук

В национальном конкурсе оказалось целых три полнометражных документалки, каждая из которых заслуживает внимания. Это пасторальная «Живая ватра» о веками не менявшемся животном хозяйстве в Карпатах. Это «Диббук» — о конфликте между приезжими хасидами и жителями Умани. А также «Вагрич и черный квадрат» — любопытная и познавательная картина о художнике и острослове Вагриче Бахчаняне, уроженце Харькова, эмигрировавшем в Нью-Йорк во время застоя.

Любовь

Для тех, кому невтерпеж до сентября, когда «Любовь» выйдет в отечественный прокат, запланирована специальная фестивальная премьера. Теперь можно уверенно сказать, что ежегодно на больших экранах у нас появляется не только распиаренный сай-фай о космосе, но и порнографический артхаус. «Любовь» перехватывает эстафету прошлогодней «Нимфоманки», вернее даже, тренд. Пока, правда, неясно, есть ли в фильме Гаспара Ноэ нечто большее, чем эякуляция крупным планом в 3D. Всем ценителям — просим любить и жаловать.

Уитнэйл и Я

Фильм, вызывающий интерес не тем «о чем», а «как». Два часа одним дублем — и вроде по-настоящему, а не как, например, «Бердмен», где монтажные склейки просто были хитро спрячены. При этом на экране сменяются места действия и еще и раскручивается криминальный сюжет: о тусовщице, спонтанно присоединившейся к ограблению, организованному ее новыми приятелями.

Лобстер

Самый громкий гость из Каннского кинофестиваля — англоязычный дебют грека Йоргоса Лантимоса, получивший на Набережной Круазетт неплохую критику и приз жюри. «Лобстер» привлекателен, как для ярого поклонника фестивальных хитов, так и тех, кто обходит арт-кино стороной. Первый интересно оценить старания режиссера «Клыка» и «Альп». Вторым — поглазеть на Колина Фаррелла, Леа Сейду, Рейчел Вайс и других популярных кинозвезд в романтически-фантастическом сюжете о мире, где неудачников в любви изгоняют в лес. Да не просто изгоняют, а еще и превращают в зверей.

Такси

А это уже самый громкий гость из Берлинале — лауреат «Золотого медведя», которого часто дают из-за политики и социальной важности, но в случае с «Такси», как уверяют многие критики, все заслуженно. Как следует из названия, это фильм о такси, на пассажирском сидении которого оказываются люди разных сословий, профессий, убеждений и способов жизни. Камера не выбирается из салона, и на то есть оправдание — снимает фильм Джафар Панахи, иранский режиссер-диссидент, которому местное правительство запретило вообще прикасаться к киноаппаратуре.

Сивас

Сивас — кличка огромного бойцовского пса, брошенного умирать в канаву. Собаку спасает 11-летний мальчишка, но дальнейший сюжет не предвещает умиления. Он использует собаку для статуса: так их обоих и боятся, и уважают. «Сивас» — жесткая история о насилии как части культуры, в которой не видится ничего зазорного. Зрителю же предлагается оценить происходящее более глобально, чем традицию в анатолийском селе, где происходит действие картины. На фестивале в Венеции «Сивас» номинировался на «Золотого льва» и отхватил две награды.

Сын Саула

Вряд ли бы на этот фильм обратили внимание, если бы не подброшенная каннскими кинокритиками интрига: дескать, новаторство и «такого о концлагерях вы еще не видели». Главный герой Саул — еврей, которого в Аушвице заставили работать в крематории. Одного из убитых он любой ценой намеревается похоронить по иудейскому обычаю. «Сын Саула» — кино тяжелое, но плох тот зритель, который никогда не плакал в кинозале.

Русский дятел

Русский дятел

Документальный детектив о том, из-за чего на самом деле произошла Чернобыльская катастрофа. Авторы вместе с 30-летним украинским художником Федором Александровичем проверяют свою версию: что аварию на ЧАЭС подстроили, чтобы скрыть халатность и хищения средств при строительстве радиолокационной станции по близости. Снял «Русского дятла» британец, чьи старания в паре с одержимостью Александровича найти правду оценили на кинофестивале «Санденс», вручив награду за лучший иностранный докфильм.

Программа «Путь к свободе»

Тыл

В этом году на ОМКФ продолжится специальная кинопрограмма, проведенная в прошлом году как дань политическим событиям в стране и напоминание об узниках совести, среди которых кинорежиссер Олег Сенцов. Это самый злободневный блок кинофестиваля: документалка о волонтерах в АТО «Тыл» и о трех поколениях крымских татар здесь соседствуют с румынской драмой о борьбе с коррупцией («Почему я?») и худфильмом о депортации балтийских народов («Под боковым ветром»). Советуем также посмотреть «Украинский аргумент» — первую документалку о Евромайдане, которая пытается дать ответ на вопросы «почему?» и «зачем?».

Люмьер!

фильм Люмьеров

Подборка почти сотни отреставрированных фильмов отцов кинематографа Луи и Огюста Люмьеров. Этот показ — повод для директора Канн Тьерри Фремо приехать в Одессу (он лично представит фильмы), для всех же остальных — возможность на большом экране посмотреть на кинематограф сразу после его рождения. Интересно, что за столетие с лишним отношения человека с кинокамерой в корне не изменились: многие люмьеровские фильмы до боли напоминают ролики с ютьюба — с детьми, котятками и «приколами».

Человек с киноаппаратом

Даже если вы не один раз видели эту картину, которую год назад журнал Sight&Sound назвал лучшый документальным фильмом в истории, не пропустите показ на ОМКФ. Потому что, во-первых, он пройдет на открытом воздухе на Потемкинской лестнице, куда вмещается больше 10 тысяч зрителей. Во-вторых, будет сопровождаться живой музыкой. В-третьих, музыка эта написана Майклом Найманом, знаменитым кинокомпозитором. И в-четвертых, урбанистический коллаж «Человек с киноаппаратом», снятый в Киеве, Харькове и Одессе, можно пересматривать сколько угодно.

Одесса в огне

Одесса в огне

Подборка фильмов об оккупации и освобождении Одессы во Вторую мировую, причем в программу вошли работы, снятые по разные линии фронта: советскими, румынскими, немецкими кинематографистами. От последних двух — новый докфильм о резне, учиненной румынами в оккупированном городе. Среди раритетов программы — французская хроника-экскурсия по городу, снятая в 1935 году, а также пропагандистская итальянская драма 1942 года «Одесса в огне».

Живой Даррен Аронофски и другие

Даррен Аронофски

Аронофски сказал — Аронофски сделал. Во время мастер-класса по скайпу на прошлом ОМКФ режиссер «Реквиема по мечте» пообещал лично посетить Одессу и обещание свое сдержал. Повода как такового нет: Аронофски всего лишь проведет творческую встречу, да, скорее всего, представит на Ланжероне (куда вход свободный, между прочим) свой старый фильм. В перерывах между этими событиями есть возможность словить Аронофски на улице — пожать руку, попросить селфи и пр. Кроме него, будет «доступ к телу» именитого литовца Шарунаса Бартаса и оскаровского номинанта Джима Шеридана.

Бесплатные показы на Ланжероновском спуске

Бесплатные показы на Ланжероновском спуске

Самый экономный способ, пребывая в Одессе, присоединиться к кинопразднику. Кинопремьер не ждите: на Ланжероновском спуске показывают не новое, но проверенное временем кино. Из must see в этом году — «Гражданин Кейн», «Знак тире» Сергея Буковского и «Семь человек-невидимок» Бартаса.