В 115-м выпуске нашей еженедельной рубрики говорим о главных претендентах на «Оскар», самом кассовом фильме Норвегии, калифорнийских женщинах и новом творении Джима Джармуша.

 в прокате 

Патерсон 

Патерсон

Реж. Джим Джармуш

О чем: история водителя Патерсона, который живет в одноименном городе, колесит по его окрестностям на рейсовом автобусе и сочиняет стихи о самых обычных вещах на свете.

О чем: самый лиричный и камерный фильм Джима Джармуша, отдающий дань уважения любимым поэтам режиссера. В этот раз среди основных источников вдохновения — Уильям Карлос Уильямс и поэзия обыденности. Как и в его стихах, в «Патерсоне» практически ничего не происходит, а сам фильм — это скорее череда повторяющихся действий, напоминающих «День сурка». Только если Билл Мюррей был заточен в один и тот же день, герой Адама ДрайвераДевочки», «Звездные войны») выбирает такую жизнь сознательно: он неспешно возвращается домой после смены, обедает с женой, гуляет с собакой, пропускает стакан пива в одном и том же баре. И во всех этих рутинных делах находит собственные источники вдохновения. В общем, чем не урок каждому из нас.

Манчестер у моря

Реж. Кеннет Лонерган

О чем: после смерти брата незадачливый сантехник Ли оказывается опекуном его племянника. Вот только возвращение в родной город влечет за собой воспоминания о другой трагедии и новые попытки справиться с горем.

Зачем смотреть: наряду с «Лунным светом», «Манчестер у моря» считается главным драматическим фильмом прошлого года и одним из фаворитов грядущего «Оскара». Обе ленты многое объединяет: от тактичности в изображении драмы и определенной неспешности до рассказа об обычных людях. Все действие «Манчестера у моря» происходит в застывшей во времени одноэтажной Америке, а его героями оказываются местные обитатели, которые ведут неторопливый образ жизни, пытаются не унывать и разными способами справляться со своими проблемами. Среди достоинств фильма — возможность отстраненно взглянуть на все происходящее, отличный сценарий и актерская игра, за которую Кейси Аффлек успел уже получить «Золотой глобус» и, вполне возможно, вместе с Мишель Уильямс получит и «Оскар».

Выбор короля

Реж. Эрик Поппе

О чем: исторический фильм о событиях 1940 года, когда Германия вторглась на территорию Норвегии. В этот момент правительство этой скандинавской страны срочно ушло в отставку, а вся ответственность легла на плечи короля.

Зачем смотреть: лучший норвежский фильм 2016 года, вошедший в лонг-лист номинантов на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Причина такого успеха на родине весьма прозаична: «Выбор короля» — одна из редких местных лент, затрагивающих тему Второй мировой. Для иностранцев же его главный интерес заключается скорее в любопытном взгляде на события тех лет. В отличие от большинства стран, Норвегия довольно быстро капитулировала под немецким натиском, а вся война здесь изначально свелась к обычной юридической волоките. В фильме как раз и показаны эти события, а все действие напоминает аккуратно разыгранный спектакль, с присущей скандинавам тщательностью и неспешностью.

Женщины ХХ века

Реж. Майк Миллс

О чем: история трех женщин, борющихся за свою свободу и любовь в солнечной Калифорнии 70-х.

Зачем смотреть: режиссер Майкл Миллс всегда специализировался на трогательных семейных историях с непростыми проблемами, поданными как нечто совершенно обыденное. В его «Дурной привычке» один из героев буквально не мог отучить себя от сосания пальца, в «Начинающих» речь шла о погибшем отце, который скрывал от всех свою нетрадиционную сексуальную ориентацию. Причем в обеих этих историях хватало позитива, юмора и теплоты, а зрителям было не просто удержать слезу в конце — то ли от умиления, то ли от обязательной печальный нотки. Все это же можно сказать и о «Женщинах ХХ века». Его главная героиня, мать-одиночка, воспитывает сына-подростка. Помогают ей в этом непростом деле светская фотограф и 16-летняя оторва. На дворе лето 1979-го, светит солнце, зовет океан, а мир, несмотря на все свои проблемы, кажется как никогда прекрасным.

Пастыри и палачи

Реж. Оливер Шмитц

О чем: история адвоката, занимавшегося делом охранника, ставшего свидетелем страшных зверств в одной из тюрем Южной Африки.

Зачем смотреть: премьера фильма состоялась на Берлинском кинофестивале, где вызвала довольно много споров. Причина тому — тема насилия, поднимаемая режиссером Оливером Шмитцем. Сам Шмитц дебютировал в кино в далеком 1987 году, но в родной Южной Африке стал известен благодаря своей работе на ТВ и одному из сегментов альманаха «Париж, я люблю тебя». «Пастыри и палачи» — классическая судебная драма о деле, которое полностью меняется на наших глазах и о насилии, способном порождать другое насилие. Фильм Шмитца выделяется еще и своей откровенностью, вызывавшей настоящий шок у зрителей Берлинале. Шаг за шагом мы узнаем о зверствах в одной из тюрем, буднях людей, приговоренных к смерти, отношении к ним их палачей, но главное — о пределе человеческой жестокости.

Джонни-замша

Реж. Том ДиЧилло

О чем: Джонни носит огромный кок на голове и крутые замшевые ботинки на ногах, косит под своего кумира Рикки Нельсона и мечтает стать популярным рок-певцом.

Зачем смотреть: одна из первых больших ролей Брэда Питта и дебют в режиссуре Тома ДиЧилло, приятеля и оператора первых фильмов Джима Джармуша. Самому ДиЧилио таке прочили большое будущее в кино, а его ранние фильмы («Джонни-замша» и «Жизнь в забвении») фигурировали в топах ведущих американских кинокритиков. Но после удачного старта режиссерской карьеры все быстро пошло на спад, и о ДиЧилло сегодня уже вспоминают немногие. При этом, «Джонни-замша» — отличное кино своего времени, где есть множество музыкальных отсылок, отличный юмор и Брэд Питт, не пытающийся строить из себя что-то умное. В фильме он играет обаятельного пустоголового лузера из Бруклина. Его главное достижение в жизни — найденные замшевые ботинки. А его история — еще одна версия Золушки, на этот раз оказавшейся в мужском обличии.