Вчера в Киеве прошли последние показы 43-го международного фестиваля «Молодость» — самого интересного кинособытия в Украине. В течение недели oKino.ua рассказывало о лучших картинах и ярких моментах первой и второй половины смотра. Сейчас же пришло время вспомнить, чем жил фестиваль в прошедшие девять дней и благодаря чему октябрь-2013 запомнится украинским зрителям.

Чем запомнилась «Молодость-2013»: бриллианты, гениталии и мед

Бриллианты

Главная награда фестиваля стала гораздо ценнее. Статуэтки скифского оленя в этом году отлили не из бронзы, как раньше, а из серебра и позолоты. Зверь «сидит» на подставке из зеленого мрамора, а в глазах оленя блестят бриллианты. Кроме того, фигурка для обладателя Гран-при на сто с лишним грамм серебра тяжелее, чем премии для других номинаций.

Чем запомнилась «Молодость-2013»: бриллианты, гениталии и мед

Хор

Главным украшением церемонии открытия «Молодости» стал полтавский народный хор «Калина». Артисты встречали песней режиссера Ульриха Зайдля, подпевали Наталье Сумской и вообще разбавляли по обыкновению скучные речи ведущих. Выглядело, правда, все это несколько диковинно, как для такого мероприятия. Однако хор пригласили на фестиваль не просто так: на «Молодости» показывали снятую в Швейцарии документальную ленту о коллективе.

Чем запомнилась «Молодость-2013»: бриллианты, гениталии и мед

Гости-весельчаки

Самыми открытыми в общении с публикой и прессой оказались актер Ян Бейвут и режиссер Дэни Коте. Первый сыграл злого лесного человека в фильме «Боргман», сеансы которого на «Молодости» были чуть ли не самыми популярными. Встречаясь со зрителями и журналистами, Бейвут охотно корчил смешные гримасы и шутил. А Дэни Коте, несмотря на имидж типичного фестивального режиссера, не проявлял никакого пафоса. «Я синефил, но не интеллектуал», — признался канадец. Он запросто сравнивал свою картину «Вик и Фло увидели медведя» с большой пиццей, а возглас «Иисусе!» — со словом «fuck».

Чем запомнилась «Молодость-2013»: бриллианты, гениталии и мед

Гости-зануды

Самыми скучными фестивальными звездами стали режиссеры Ульрих Зайдль и Лордан Зафранович. Оба, если и обладают чувством юмора, то тщательно это скрывали. Австриец Зайдль рассказывал в Киеве практически то же самое, что и несколько месяцев назад на фестивале в Одессе: все строго о работе над фильмами. Улыбнулся лишь раз, когда на вопрос о его киногероинях сказал, что любит женщин. А хорвату Зафрановичу веселить публику было не к месту: он показывал киноленту «Оккупация в 26 эпизодах», рассуждая на пресс-конференции о войне, зле и посещении концлагеря.

Чем запомнилась «Молодость-2013»: бриллианты, гениталии и мед

Такие разные украинские «люди»

Отдельный конкурс для украинских полнометражек в этом году так и не появился, но интересные отечественные картины на фестивале были. Любопытно, что две из них перекликались названиями, но были противоположны по сюжету: «Такие красивые люди» и «Больныесукалюди». Первый фильм был единственным украинским претендентом на награду в полнометражном конкурсе и получил высокий рейтинг от зрителей. В «Таких красивых людях» на фоне великолепных морских пейзажей показали историю любви рыбачки и писателя-неудачника. Документалку «Больныесукалюди» смотреть было не так приятно: в ней рассказывалось о нескольких подростках-бомжах, живших в подвале многоквартирного дома.

Чем запомнилась «Молодость-2013»: бриллианты, гениталии и мед

Шок фестиваля

Как и год назад, на «Молодости-2013» представили новую киноработу Ким Ки Дука — известного любителя посмаковать насилие на экране. На протяжении фильма «Мебиус» трижды кого-то кастрируют (не считая других жестоких сцен). Но украинского зрителя таким не прошибешь: в ответ на самые шокирующие моменты зал смеялся — такая же реакция четыре года назад была на фестивальном показе «Антихриста». К другой ленте посетители «Молодости» оказались менее подготовленными. Мексиканская драма «Эли» многих заставила понервничать: девушки ойкали, когда на экране издевались над милейшим щенком, а мужчины — когда одному из героев подожгли член.

Чем запомнилась «Молодость-2013»: бриллианты, гениталии и мед

Гениталии и Маркс

На каждой «Молодости» можно проследить какие-то темы или детали, повторяющиеся от картины к картине. В 2013 году фишкой фестивальной программы стали гениталии. Голый бородатый герой появился на экране во время самого первого сеанса — драмы «Разорванный круг». В ленте «Незнакомец на озере» количество обнаженных мужских достоинств зашкаливало, а в киноработе «Кто боится Вагину Вульф?» главная героиня ходила в своем любимом костюме влагалища. Причинные места можно было увидеть даже на выставке фотографий из кинотрилогии Ульриха Зайдля. Менее ярким мотивом фестиваля стал образ Карла Маркса, который явно или завуалированно появлялся как минимум в трех фильмах.

Чем запомнилась «Молодость-2013»: бриллианты, гениталии и мед

Аншлаги

Чем дольше длился фестиваль, тем больше людей на него приходило. Приятно, что залы полностью заполнялись на показах украинских фильмов, как короткометражных, так и полного метра. Классическую комедию 1961 года «За двумя зайцами» вообще посетило больше тысячи человек, при том что этот сеанс перенесли на неделю, представив в зале, а не под открытым небом на Майдане Независимости, как планировалось изначально.

Чем запомнилась «Молодость-2013»: бриллианты, гениталии и мед

Курьезы

43-я «Молодость» не обошлась без забавных случаев. Украинского режиссера Дмитрия Сухолиткого-Собчука, например, не пустили на сеанс его же документалки «Красная Маланка»: все потому, что в зале кинотеатра под названием «Аншлаг» был... аншлаг. Одному из членов жюри и прошлогоднему победителю Бабису Макридису в Киеве подарили баночку меда. Ульрих Зайдль чуть было не грохнулся перед Виктором Ющенко, когда поднимался на сцену дворца «Украина» за почетной наградой. Дэни Коте, по слухам, оставил автографы на мониторах организаторов — то ли по просьбе последних, то ли постановщик решил пошалить.

Чем запомнилась «Молодость-2013»: бриллианты, гениталии и мед

Цитата фестиваля

Дэни Коте: «В доме, где я живу, работает один эмигрант из Румынии. Мы с ним каждый день общаемся. Как-то я пришел к нему и говорю: „Лучиан, я видел великолепный румынский фильм, тебе тоже надо его посмотреть. Называется „Смерть господина Лазареску““. Он спросил, о чем кинолента. Я рассказал, что это трехчасовая картина о больном, которого возят из клиники в клинику, показывая так румынское общество и его проблемы, цинизм людей и прочее. Он тогда: „И? Понимаешь, Дэни, я дворник. Я каждое утро мою пол, протираю окна, выношу мусор. Когда я прихожу домой с работы, я не хочу смотреть фильм из страны, которую покинул, о ком-то, кто на протяжении трех часов умирает в больнице“. Тогда я понял, для чего существуют голливудские фильмы».