В Киеве продолжается кинофестиваль «Молодость», который накануне перевалил через свой экватор. Так, стартовал полнометражный конкурс, в рамках «Фестиваля фестивалей» показали победителей престижных киносмотров, а фильмы Ульриха Зайдля пугали людей.

Фашизм и стволовые клетки: 5 главных тем первой половины «Молодости»

Фашизм

Рост неофашизма по всему миру не мог не отразиться на кино. Эта тема сегодня весьма актуальна, и на «Молодости» можно было даже отыскать фильмы-параллели, говорящие об этом как в прошлом, так и настоящем времени.

Например, одним из спецпоказов фестиваля стала лента «Оккупация в 26 эпизодах» Лордана Зафрановича, рассказывающая об ужасах фашизма в Югославии времен Второй мировой. Главная особенность киноработы в том, что представителями этого движения здесь оказывались местные жители, жестоко расправлявшиеся со своими бывшими соседями и друзьями.

Словно дополнением к фильму Зафрановича шла картина «Мой пёс Киллер», получившая одну из наград Роттердамского кинофестиваля. Это очень жесткий фильм, где в центре происходящего герой-скинхед, действие разворачивается в деревне, в которой при входе в бары можно увидеть надпись «Цыганам вход запрещен», а ксенофобией пропитано все вокруг. При этом главная ирония ленты в том, что герой в какой-то момент узнает, что у него есть брат-цыган. Но дальше, как говорится, начинается самое страшное.

Фашизм и стволовые клетки: 5 главных тем первой половины «Молодости»

Мигранты

Темы национализма и мигрантов часто идут вместе. В том же студенческом конкурсе была целая серия подобных работ. Однако если многие из начинающих режиссеров говорят об этих проблемах с полной серьезностью, то Серж Бозон в своем фильме «Тип Топ» создал из этого абсурднейшую комедию.

Герои его картины — полицейские, которые весьма нетерпимы к арабам. Здесь звучит множество острых шуток, обыгрываются все расовые предрассудки и фобии. Но в какой-то момент становится ясно, что таким образом Бозон показывает современную Францию: уже не толерантную страну, далекую от тех возвышенных образов, которые зачастую показывают в местных романтических фильмах.

Причем Бозон вовсю критикует правительство, вставляет действительно смешные шутки и делает одним из посылов ленты идею о том, что у «каждого француза есть свой араб» и самый не толерантный полицейский, оказывается, состоит в счастливом браке с женщиной из ближневосточной страны.

Фашизм и стволовые клетки: 5 главных тем первой половины «Молодости»

Семья

На «Молодости» всегда любили киноленты о семье. А многие режиссеры не раз признавались, что подобное кино — это возможность на таком маленьком примере отобразить большие проблемы своих стран или современного мира. В картине «Разорванный круг», которую первой показали на фестивале, семья кантри-музыкантов переживала смерть своей дочери, а главным виновником этого оказался... Джордж Буш, запретивший в свое время исследования стволовых клеток (хотя именно их пересадка и могла спасти жизнь дочери героев).

В «Прошлом» Асгара Фархади нет никакой социальной критики, но есть история семьи и того, как проблемы и безалаберность родителей влияют на детей.

Отношения родителей и детей находились в центре и международного короткометражного конкурса. Здесь можно было найти и историю о матери, ломающей жизнь сына своими религиозными взглядами («Только Бог простит»), и рассказ о непростых отношениях матери и ее непутевого сына («Мать»). А впереди нас всех ждет еще и главный фаворит конкурса — фильм «Ило Ило».

Фашизм и стволовые клетки: 5 главных тем первой половины «Молодости»

Провокация

Самыми провокативными картинами фестиваля пока могут считаться ранние ленты австрийца Ульриха Зайдля и «Незнакомец на озере» Алена Гироди. С фильмов Зайдля некоторые люди буквально сбегали с недоумением на лице. Сам же режиссер в это время с ироничной ухмылкой наблюдал за этим со стороны.

С «Незнакомцем на озере» все было несколько проще: самый скандальный фильм Канн в Киеве не вызвал особого интереса, и на него в основном шла подготовленная публика. Впрочем, некоторых зрителей смущала первая часть ленты, представляющая собой эротическое гей-кино с элементами порно. Однако за всем этим скрывалась очень грустная история о современном мире с его разделением, одиночеством и человеческой некоммуникабельностью.

Сам же фильм постепенно переходил от некой провокационности и рассказа о закрытом сообществе к напряженному триллеру. Некоторые из ведущих отечественных критиков уже успели назвать его одной из главных киноработ года.

Фашизм и стволовые клетки: 5 главных тем первой половины «Молодости»

Классика

В этом году на «Молодости» есть и специальные программы, посвященные классическому кино. Интерес зрителей ко многим из этих фильмов свидетельствует о том, что подобное кино сегодня с успехом может идти в кинотеатрах и его готовы смотреть обычные парочки.

На показе культовой советской картины «Летят журавли», к примеру, была заполнена большая часть зала, чего не скажешь о многих современных фильмах смотра. А на комедии 1939-года «Ниночка» весь забитый до отказа зал буквально умирал со смеху. Интересно, что подобную реакцию редко встретишь даже на популярных комедиях, которые принято сегодня крутить в кинотеатрах по вечерам.