Уже завтра на «Молодости» назовут победителей, а в воскресенье представят последние фильмы. Главный украинский кинофестиваль подходит к своему завершению, и самое время подвести вторые итоги смотра.

Комплексы, дети и месть: 5 главных тем второй половины «Молодости»

Поиски прекрасного

В Киеве показали «Историю моей смерти» — главный арт-фильм года Альберта Серра, победивший на кинофестивале в Локарно. Эта кинолента отталкивается от дневников Казановы («История моей жизни»), у которых во многом и позаимствовала название.

Таким образом известного итальянца, нужно признать, еще никто не показывал. Ключевое здесь — то, что режиссер буквально приравнивает кино к живописи и поэзии. Так, все кадры напоминают картины, а переход между ними — поэтические рифмы. Казанова же большую часть фильма созерцает мир, рассуждает об искусстве, ест, наставляет своего слугу. При этом все снято с большой иронией и отличным юмором. Однако самым удивительным моментом здесь оказывается его встреча с Дракулой. Так Серра сталкивает разные миры, показывая, как одна эпоха жестоко сменяется другой.

Главной же метафорой киноработы может служить сцена, в которой куча испражнений на наших глазах превращается в красивейший слиток золота.

Комплексы, дети и месть: 5 главных тем второй половины «Молодости»

Побег к природе

Одним из почетных гостей фестиваля стал канадец Дэни Коте, который привез в Киев свой фильм «Вик и Фло увидели медведя». В начале года в Берлине эта лента удостоилась награды за инновации в киноязыке, в Канаде ее охарактеризовали как лучший фильм последних нескольких лет.

Само название картины отсылает к детской сказке, а главная шутка заключается в том, что медведя в фильме так никто и не увидит. Зато там есть много абсурда, странного юмора и, конечно же, основная тема всего канадского кино — побег человека из большого города к природе.

Вот только ирония в том, что даже там, где еще можно укрыться от мегаполиса, не спрятаться от своего прошлого и самого себя.

Комплексы, дети и месть: 5 главных тем второй половины «Молодости»

Европейский комплекс

Вообще, украинский зритель любит абсурдный юмор и режиссеров, снимающих подобное кино. К примеру, на Украине, как нигде, ценят Йоса Стеллинга и Алекса Ван Вармердама. Первый был на Одесском кинофестивале, фильм второго можно было посмотреть на «Молодости». «Боргман» Ван Вармердама — это жесткая сатира на европейское общество. Режиссер всегда любил показывать нечто некомфортное для зрителя, и здесь все построено именно на этом.

Компания мужчин разгоняет бомжей в лесу; один из них, Боргман, оказывается на пороге дома местных буржуа. Он просит помыться, те, испытывая чувство вины за свое благополучие, впускают его. Далее начинается моральный террор семейства. Боргман грамотно манипулирует ими, а по ночам и вовсе, подобно страшному демону, восседает на супругах (в прямом смысле).

Комплексы, дети и месть: 5 главных тем второй половины «Молодости»

Ничьи дети

Забавная деталь: в конкурсе показали фильм «Вес слонов», который создал режиссер по фамилии Боргман. Но на этом параллели между картинами заканчиваются. «Вес слонов» — это красиво снятая лента о детстве и том травмирующем опыте, которым оно может быть. 11-летний герой фильма является аутсайдером в школе, живет с неуравновешенным дядей и бабушкой и пытается найти некое понимание в окружающем его мире.

Главное достоинство «Веса слонов» — то, как режиссер визуально передает чувства детей. Он буквально вылавливает их взгляды, показывает их настороженность друг к другу или первый контакт. Но вместе с этим в фильме также есть и свои минусы, среди которых, например, то, что дети здесь явно проговаривают слова взрослого сценариста и постановщика.

Комплексы, дети и месть: 5 главных тем второй половины «Молодости»

Месть

Как оказалось, китайские реалии не так далеки от украинских. В фильме «Прикосновение греха» Цзя Чжанкэ представлены четыре истории о несправедливости, которые завершаются убийством. В первой новелле рабочий пытается бороться с коррупцией в местной власти, но, поняв, что это бесполезно, берется за ружье. Во второй — обычный парень жестоко убивает посетителей банка. В третьей — работница сауны, не находя сил терпеть приставания клиентов, берет нож для фруктов и выходит на тропу войны.

Важный посыл киноленты в том, что в современном мире простой человек оказывается практически бесправным. Поэтому, чтобы хоть как-то добиться справедливости, он вынужден переступать закон. Причем, что поразительно, режиссер Цзя Чжанкэ всегда снимал картины на грани документального кино. Здесь же он приближается едва ли не к красочным якудза-фильмам Такеши Китано. В итоге выходит очень необычный социальный экшен — неспешный и кровавый.