В минувшие выходные подошел к концу 67-й Каннский кинофестиваль. В этом году киносмотр прошел спокойно и без громких открытий, зато со множеством приятных моментов для украинского кино. В oKino.ua рассказывают, чем запомнился прошедший праздник мирового кино на французском побережье.

Итоги Каннского кинофестиваля: турецкий Чехов, чокнутый Гослинг и шок от Украины

Победитель

Многие прочили главную награду братьям Дарденнам, уже дважды лауреатам, с их фильмом «Два дня, одна ночь» — о том, как сохранить работу. «Зимняя спячка» была фаворитом у букмекеров. В итоге последняя получила в Каннах и «Золотую пальмовую ветвь», и приз критиков. Турок Нури Бильге Джейлан раньше уже четырежды участвовал в основном конкурсе Канн, но ограничивался второстепенными наградами. Например, три года назад его фильм «Однажды в Анатолии» отхватил приз жюри. Теперь же Джейлану воздали по полной — за вдохновленную чеховскими рассказами историю о бывшем актере, который содержит гостиницу в заснеженных горах.

Итоги Каннского кинофестиваля: турецкий Чехов, чокнутый Гослинг и шок от Украины

Украинский шок

Впервые отечественный фильм получил награду на Неделе кинокритики — одной из значительных программ Каннского кинофеста. Речь идет о картине Мирослава Слабошпицкого «Племя», снятой на языке жестов, об учениках интерната для слабослышащих. За стенами заведения творится ад: преподавателя забивают молотком, школьницы торгуют собой, их одноклассники выступают сутенерами, продают наркотики и т. д. Всю эту немую чернуху в Каннах приняли хорошо — дали главный приз секции, приз от канала France 4 и денежный грант. «Племя» назвали «шокирующим» и «беспрецедентным» фильмом, а американские кинокритики пришли от ленты Слабошпицкого в восторг. Правда, награду за лучший кинодебют отдали не ему, а создателям картины «Party Girl», открывавшей секцию «Особый взгляд».

Итоги Каннского кинофестиваля: турецкий Чехов, чокнутый Гослинг и шок от Украины

Майдан

Конечно же, невиданный интерес к украинскому кино в этом году связан с событиями в нашей стране. Исторической теперь зиме 2013/14 посвящен документальный фильм «Майдан», снятый Сергеем Лозницей — некогда самым первым представителем Украины в основном конкурсе Канн. «Майдан» показывали вне конкурса, критики дали ему высокие отметки, назвав незабываемой работой. «Этот искренний и памятный кинодокумент восхищает теми маленькими деталями, которые делают нас людьми и напоминают, что за демократию стоит бороться», — написали об украинской картине в ScreenDaily.

Итоги Каннского кинофестиваля: турецкий Чехов, чокнутый Гослинг и шок от Украины

Провалы и споры

Критики не смогли прийти к единому мнению по поводу нескольких фильмов: «Звездной карты» Кроненберга и «Как поймать монстра» — режиссерского дебюта Райана Гослинга. «Плюс за оригинальность, но фильм просто слишком чокнутый», — написал по поводу последнего журналист firstshowing.net. Что он имел в виду, можно понять, взглянув на один только тизер фильма. А вот какой фильм на Набережной Круазетт провели враждебным гулом, так это «Пленницу» с Райаном Рейнольдсом — картину о похищенной девочке обозвали смехотворной. Также досталось новому фильму Мишеля Хазанавичуса «Поиск», рассказывающему о войне в Чечне. «Режиссер стал серьезным и серьезно ошибся», — написали критики.

Итоги Каннского кинофестиваля: турецкий Чехов, чокнутый Гослинг и шок от Украины

Самые продаваемые фильмы

Пока в кинозалах оценивали фильмы Канн на предмет искусства, в павильонах кинорынка представляли, продавали и покупали новые проекты. В этом году рынок обошелся без больших картин — скупали в основном среднебюджетные фильмы. Так, одним из бестселлеров оказался сай-фай Денни Вильнева «История твоей жизни». В этой картине Эми Адамс играет переводчика для инопланетян. Ажиотаж также наблюдался из-за прав на фэнтэзи «Зов монстра» с Лиамом Нисоном и драмы о волонтерах в Африке «Последнее лицо» с Шарлиз Терон.