Ретро: лучшие фильм 1991 года

Егор Алексеев. 19 апреля, 2015 3 26

На этой неделе Каннский кинофестиваль объявил свою программу. Впервые в истории фестиваля лучших будет выбирать жюри под руководством сразу двух человек — братьев Итана и Джоэла Коэнов. В честь этого события, мы решили вспомнить 1991 год, когда фильм Коэнов «Бартон Финк» победил в Каннах. Тогда же фестиваль запомнился уличными беспорядками, вызванными приездом Мадонны. По другую сторону океана — балом правили второй «Терминатор» и «Молчание ягнят».

О чем: за два года до ядерного катаклизма, который должен уничтожить большинство жителей Земли, в Лос-Анджелес прибывает киборг из жидкого металла Терминатор Т-1000. Его цель — убить Джона Коннора. Помешать ему может только другой киборг, отправленный самим Коннором из будущего.

Почему смотрели: можно на пальцах одной руки сосчитать случаи, когда продолжение оказывалось лучше оригинала. И в этом небольшом списке всегда будет находиться место «Терминатору 2». Если в первой части у Джеймса Кэмерона был один робот, то во второй — их стало два. И их противостояние превратилось в самое крутое зрелище, виденное нами в кино начала 90-х. Кроме того, в продолжении появились впечатляющие для того времени спецэффекты, еще больше экшена, одна из самых зрелищных сцен погони в истории кино и один из самых запоминающихся злодеев.

Но если в первом «Терминаторе» одной из основных линий была любовная, то во второй части — Кэмерон сместил все акценты к молодежной аудитории: от юного Джона Коннора до особого юмора, который сразу оценило поколение MTV. Так молодежь стала основным зрителем фильма, а фразы из него — тут же вошли в обиход. Именно после «Терминатора 2», и вышедших ранее «Звездных войн», голливудские боссы окончательно поняли, что ставку надо делать именно на зрителей-подростков. Фильм Кэмерона с большим отрывом стал лидером американского проката. Он собрал $204 млн, обойдя на $40 млн, приключенческую ленту «Робин Гуд: Принц воров», ориентированную на поколение постарше.

О чем: агент ФБР Кларисса Старлинг расследует жестокие убийства молодых женщин. Чтобы поймать убийцу, она просит помощи у заключенного-маньяка Ганнибала Лектора, отбывающего срок за каннибализм. Одно из его требований — услышать рассказ Клариссы о личной жизни.

Почему смотрели: В 80-х годах режиссер Джонатан Демме специализировался на незатейливых фильмах категории Б. Однако в 1990 он получил шанс, которым воспользовался на все 100%. «Молчание ягнят» — это экранизация одноименного романа Томаса Харриса, ставшего бестселлером в 1988 году. Изначально Демме видел в главной роли Мишель Пфайффер, но она отказалась из-за излишней жестокости ленты. Так в картине появилась Джоди Фостер, которая вместе с Энтони Хопкинсом, впоследствии получит «Оскар». Кроме того, лента удостоится золотой статуэтки за лучший фильм и адаптированный сценарий, а Демме назовут лучшим режиссером года.

«Молчание ягнят» фактически ввело моду на так называемые чиллеры — триллеры, где главной героиней оказывается женщина, расследующая некое загадочное дело. Другое важной особенностью фильма стало совмещение пугающего и мелодраматического, ужасного и смешного, ангельского и безумного. В фильме все строилось не только на нагнетании страха, но и на личных переживаниях героини. А психологическое противостояние Лектора и Клариссы оказывалось не менее захватывающим, чем сами поиски маньяка. Все это во многом заслуга Демме, сумевшего найти нужную грань. И актеров, которые становится фактически не отделимы от своих персонажей (даже сегодня Энтони Хопкинс ассоциируется у всех именно с Ганнибалом Лектором). После успеха «Молчания ягнят» стали появляться десятки фильмов-подражаний, но ни один из них не мог даже приблизиться к уровню оригинала.

О чем: на заброшенном мосту бездомный Алекс (Дени Лаван) встречает молодую художницу Мишель (Жюльет Бинош). Потеряв зрение, девушка решает оставить дом и семью. Между ними вспыхивает страстный роман, который помогает обоим справиться со своим горем и дает силы на новую жизнь.

Почему смотрели: создатель фильма «Любовники с Нового моста» — Леос Каракс — один из самых загадочных режиссеров Франции. Он дебютировал в кино в 24 года и сразу же стал любимцем французской критики. Вместе с Люком Бессоном и Жан-Жаком Бенексом их прозвали BBC, по первым буквам фамилий, и объявили главными надеждами местного кино. При этом, если Бессон и Бенекс снимали барочные и зрелищные фильмы, Каракс стремился к простоте немого кино и предпочитал рассказывать интимные истории. Так, Дени Лаван, играющий во всех его картинах, стал альтер-эго режиссера. А главную женскую роль всегда исполняла возлюбленная самого Леоса Каракса.

«Любовники с Нового моста» фактически продолжали историю предыдущих фильмов Каракса. Вот только на его создание он получил $28 млн, большая часть из которых ушла на возведение точной копии моста Понт-Неф, известного места обитания бездомных. Таким образом, Каракс сделал настоящий бунтарский жест — взяв большие деньги у правительства, он снял жесткий и порой даже неприятный фильм о бедняках и изгоях. Фильм тут же обрел культовый статус. Хотя во Франции режиссеру так и не простили его поступок — свою следующую картину он снимет только восемь лет спустя.

Теги: ретро
Фильмы: Terminator 2: Judgment Day 3D / Терминатор 2: Судный день 3DThe Terminator / ТерминаторStar Wars: Episode VI - Return of the Jedi / Звездные войны: Эпизод 6 – Возвращение ДжедаяThe Silence of the Lambs / Молчание ягнятLes amants du Pont-Neuf / Любовники с Нового мостаBarton Fink / Бартон ФинкMy Own Private Idaho / Мой личный штат АйдахоThe Fisher King / Король-рыбакRobin Hood: Prince of Thieves / Робин Гуд: Принц воровCape Fear / Мыс страха
Подборки: Фильмы про времяФильмы про вселеннуюФильмы про геевФильмы про каннибаловФильмы про космосФильмы про ЛектораФильмы про людоедовФильмы про маньяковФильмы про мотоциклыФильмы про перемещениеФильмы про похищениеФильмы про проститутокФильмы про прошлоеФильмы про расследованияФильмы про роботовФильмы про средневековье

Другие статьи