На этой неделе Каннский кинофестиваль объявил свою программу. Впервые в истории фестиваля лучших будет выбирать жюри под руководством сразу двух человек — братьев Итана и Джоэла Коэнов. В честь этого события, мы решили вспомнить 1991 год, когда фильм Коэнов «Бартон Финк» победил в Каннах. Тогда же фестиваль запомнился уличными беспорядками, вызванными приездом Мадонны. По другую сторону океана — балом правили второй «Терминатор» и «Молчание ягнят».
О чем: за два года до ядерного катаклизма, который должен уничтожить большинство жителей Земли, в Лос-Анджелес прибывает киборг из жидкого металла Терминатор Т-1000. Его цель — убить Джона Коннора. Помешать ему может только другой киборг, отправленный самим Коннором из будущего.
Почему смотрели: можно на пальцах одной руки сосчитать случаи, когда продолжение оказывалось лучше оригинала. И в этом небольшом списке всегда будет находиться место «Терминатору 2». Если в первой части у Джеймса Кэмерона был один робот, то во второй — их стало два. И их противостояние превратилось в самое крутое зрелище, виденное нами в кино начала 90-х. Кроме того, в продолжении появились впечатляющие для того времени спецэффекты, еще больше экшена, одна из самых зрелищных сцен погони в истории кино и один из самых запоминающихся злодеев.
Но если в первом «Терминаторе» одной из основных линий была любовная, то во второй части — Кэмерон сместил все акценты к молодежной аудитории: от юного Джона Коннора до особого юмора, который сразу оценило поколение MTV. Так молодежь стала основным зрителем фильма, а фразы из него — тут же вошли в обиход. Именно после «Терминатора 2», и вышедших ранее «Звездных войн», голливудские боссы окончательно поняли, что ставку надо делать именно на зрителей-подростков. Фильм Кэмерона с большим отрывом стал лидером американского проката. Он собрал $204 млн, обойдя на $40 млн, приключенческую ленту «Робин Гуд: Принц воров», ориентированную на поколение постарше.
О чем: агент ФБР Кларисса Старлинг расследует жестокие убийства молодых женщин. Чтобы поймать убийцу, она просит помощи у заключенного-маньяка Ганнибала Лектора, отбывающего срок за каннибализм. Одно из его требований — услышать рассказ Клариссы о личной жизни.
Почему смотрели: В 80-х годах режиссер Джонатан Демме специализировался на незатейливых фильмах категории Б. Однако в 1990 он получил шанс, которым воспользовался на все 100%. «Молчание ягнят» — это экранизация одноименного романа Томаса Харриса, ставшего бестселлером в 1988 году. Изначально Демме видел в главной роли Мишель Пфайффер, но она отказалась из-за излишней жестокости ленты. Так в картине появилась Джоди Фостер, которая вместе с Энтони Хопкинсом, впоследствии получит «Оскар». Кроме того, лента удостоится золотой статуэтки за лучший фильм и адаптированный сценарий, а Демме назовут лучшим режиссером года.
«Молчание ягнят» фактически ввело моду на так называемые чиллеры — триллеры, где главной героиней оказывается женщина, расследующая некое загадочное дело. Другое важной особенностью фильма стало совмещение пугающего и мелодраматического, ужасного и смешного, ангельского и безумного. В фильме все строилось не только на нагнетании страха, но и на личных переживаниях героини. А психологическое противостояние Лектора и Клариссы оказывалось не менее захватывающим, чем сами поиски маньяка. Все это во многом заслуга Демме, сумевшего найти нужную грань. И актеров, которые становится фактически не отделимы от своих персонажей (даже сегодня Энтони Хопкинс ассоциируется у всех именно с Ганнибалом Лектором). После успеха «Молчания ягнят» стали появляться десятки фильмов-подражаний, но ни один из них не мог даже приблизиться к уровню оригинала.
О чем: на заброшенном мосту бездомный Алекс (Дени Лаван) встречает молодую художницу Мишель (Жюльет Бинош). Потеряв зрение, девушка решает оставить дом и семью. Между ними вспыхивает страстный роман, который помогает обоим справиться со своим горем и дает силы на новую жизнь.
Почему смотрели: создатель фильма «Любовники с Нового моста» — Леос Каракс — один из самых загадочных режиссеров Франции. Он дебютировал в кино в 24 года и сразу же стал любимцем французской критики. Вместе с Люком Бессоном и Жан-Жаком Бенексом их прозвали BBC, по первым буквам фамилий, и объявили главными надеждами местного кино. При этом, если Бессон и Бенекс снимали барочные и зрелищные фильмы, Каракс стремился к простоте немого кино и предпочитал рассказывать интимные истории. Так, Дени Лаван, играющий во всех его картинах, стал альтер-эго режиссера. А главную женскую роль всегда исполняла возлюбленная самого Леоса Каракса.
«Любовники с Нового моста» фактически продолжали историю предыдущих фильмов Каракса. Вот только на его создание он получил $28 млн, большая часть из которых ушла на возведение точной копии моста Понт-Неф, известного места обитания бездомных. Таким образом, Каракс сделал настоящий бунтарский жест — взяв большие деньги у правительства, он снял жесткий и порой даже неприятный фильм о бедняках и изгоях. Фильм тут же обрел культовый статус. Хотя во Франции режиссеру так и не простили его поступок — свою следующую картину он снимет только восемь лет спустя.
Еще пять важных фильмов 1979 года: