Главным кинособытием последнего времени стала премьера фильма о Джеймсе Бонде, новой части легендарной франшизы, существующей уже более 50 лет. В нашей рубрике «Ретро» мы решили переместиться в далекий 1962 год, когда на экраны вышел первый фильм о приключениях агента 007, «Доктор Ноу», и вспомнить, чем еще запомнился тот год в истории кино.
Тони Ричардсон считается одним из самых неровных режиссеров новой волны британского кино, известной также как «британские рассерженные». Он начинал как документалист и идеолог «Свободного кино», после чего снимал фильмы на все мыслимые жанры: от комедии о народном герое Томе Джонсе до гей-драм и экранизаций Ивлина Во. Единственное, что объединяло все его работы — это особый гуманизм и теплота, с которой он показывал своих героев.
В этом смысле «Вкус меда» — не просто ключевой фильм Ричардсона, а еще и одна из наиболее важных и незаслуженно забытых картин 60-х. В ее основе — одноименная пьеса Шелы Делани, сочиненная ею в 18 лет. Ее герои — молодые аутсайдеры, брошенные на произвол судьбы. Они одиноки, отвержены и все, что им нужно, — это просто немного понимания. Так, застенчивая 17-летняя девушка Джо, проведя ночь с чернокожим моряком, находящимся в отпуске, узнает что беременна. Дома ее терроризирует мать-алкоголичка, а единственным человеком, принимающим ее и ее невзгоды, оказывается такой же изгой — молодой гомосексуалист Джеффри. Только оказавшись вместе, они обретают какое-то подобие счастья или, как минимум, получают возможность хоть как-то справиться со своим одиночеством.
Главных героев в фильме сыграли начинающие актеры Мюррэй Мелвин и Рита Ташингэм. И оба за свою игру сразу же получили призы Каннского кинофестиваля. Главным же фанатом фильма считается музыкант Моррисси, который не раз использовал в своих песнях и песнях своей группы The Smiths цитаты из картины.
Именно «Жить своей жизнью» Жан-Люк Годар считал своим первым важным фильмом. Здесь режиссер ушел от клипового монтажа, умышленной эффектности, свойственной дебютной ленте «На последнем дыхании», и снял очень зрелый фильм, который одновременно продолжал его рассуждения как кинокритика и вместе с тем напоминал классические картины больших мастеров.
Сценарий умещался на одной странице, текст Годар придумывал буквально ночью накануне съемок, большинство сцен были чистой импровизацией, а сам фильм был снят за сущие копейки ($64 тыс.) маленькой съемочной группой, где главными действующими лицами, помимо режиссера, был его постоянный оператор Рауль Кутар и актриса-муза Анна Карина.
Карина играла продавщицу грампластинок по имени Нана. В какой-то момент она осознанно решает стать проституткой. Причем делает это не из-за нужды, а скорее как возможность некой самостоятельности и обретения смысла жизни. Последующая ее история — это механическая череда жизненных ситуаций и «рабочих» моментов «в поисках счастья». Все это снято с особой отстраненностью, и как часто бывает у Годара, является еще и социологическим исследованием — на этот раз на тему проституции и места женщины в современном обществе (формальное продолжение этого — «Две или три вещи, которые я знаю о ней»). Не случайно, одним из источников вдохновения для режиссера была книга «И где же проституция?» Марселя Сакотта. Сам же фильм получил в 1962 году главный приз Венецианского кинофестиваля.
Скрытый шедевр американского кино, в любви которому признавалось множество режиссеров от Дэвида Линча до немца Кристиана Петцольда. Последний даже снял его вольный оммаж под названием «Йелла».
После автокатастрофы выживает только одна девушка — юная Мэри Генри. Придя в себя, она оказывается в странном городке, где пытается начать новую жизнь. Вот только большинство местных жителей буквально не замечает ее, а здороваются с ней только загадочные люди, напоминающие мертвецов. Сам «Карнавал душ» — это смесь триллера и хоррора, а также самая настоящая история о призраках. Ведь на протяжении всей картины зрителя буквально не покидает ощущение страшного сна, где до конца так и не ясно, кто в действительности является призраками и что на самом деле происходит вокруг.
Поставил фильм Херк Харви, для которого это стало первым и единственным опытом в большом кино. До и после Харви специализировался исключительно на документальных и учебных фильмах. «Карнавал душ» он снял за собственные деньги, влез в крупные долги и воспринимал всё скорее как большую авантюру, так и не принесшую никаких плодов.
Еще пять фильмов, которые смотрели в 1962 году:
Обладатель «Оскара»: «Лоуренс Аравийский», реж. Дэвид Лин
Победитель Каннского кинофестиваля: «Исполнитель обета», реж. Анселму Дуарти
Победитель Венецианского кинофестиваля: «Иваново детство», реж. Андрей Тарковский / «Семейная хроника», реж. Валерио Дзурлини
Лучший арт-фильм: «Затмение», реж. Микеланджело Антониони
Самый скандальный фильм: «Лолита», реж. Стэнли Кубрик