Ретро: лучшие фильмы 1962 года

Егор Алексеев. 15 ноября, 2015 0 2

Главным кинособытием последнего времени стала премьера фильма о Джеймсе Бонде, новой части легендарной франшизы, существующей уже более 50 лет. В нашей рубрике «Ретро» мы решили переместиться в далекий 1962 год, когда на экраны вышел первый фильм о приключениях агента 007, «Доктор Ноу», и вспомнить, чем еще запомнился тот год в истории кино.

Тони Ричардсон считается одним из самых неровных режиссеров новой волны британского кино, известной также как «британские рассерженные». Он начинал как документалист и идеолог «Свободного кино», после чего снимал фильмы на все мыслимые жанры: от комедии о народном герое Томе Джонсе до гей-драм и экранизаций Ивлина Во. Единственное, что объединяло все его работы — это особый гуманизм и теплота, с которой он показывал своих героев.

В этом смысле «Вкус меда» — не просто ключевой фильм Ричардсона, а еще и одна из наиболее важных и незаслуженно забытых картин 60-х. В ее основе — одноименная пьеса Шелы Делани, сочиненная ею в 18 лет. Ее герои — молодые аутсайдеры, брошенные на произвол судьбы. Они одиноки, отвержены и все, что им нужно, — это просто немного понимания. Так, застенчивая 17-летняя девушка Джо, проведя ночь с чернокожим моряком, находящимся в отпуске, узнает что беременна. Дома ее терроризирует мать-алкоголичка, а единственным человеком, принимающим ее и ее невзгоды, оказывается такой же изгой — молодой гомосексуалист Джеффри. Только оказавшись вместе, они обретают какое-то подобие счастья или, как минимум, получают возможность хоть как-то справиться со своим одиночеством.

Главных героев в фильме сыграли начинающие актеры Мюррэй Мелвин и Рита Ташингэм. И оба за свою игру сразу же получили призы Каннского кинофестиваля. Главным же фанатом фильма считается музыкант Моррисси, который не раз использовал в своих песнях и песнях своей группы The Smiths цитаты из картины.

  • *Официальная премьера фильма состоялась в 1961 году, однако его настоящая мировая слава началась с 1962 года после премьеры в Каннах.

Именно «Жить своей жизнью» Жан-Люк Годар считал своим первым важным фильмом. Здесь режиссер ушел от клипового монтажа, умышленной эффектности, свойственной дебютной ленте «На последнем дыхании», и снял очень зрелый фильм, который одновременно продолжал его рассуждения как кинокритика и вместе с тем напоминал классические картины больших мастеров.

Сценарий умещался на одной странице, текст Годар придумывал буквально ночью накануне съемок, большинство сцен были чистой импровизацией, а сам фильм был снят за сущие копейки ($64 тыс.) маленькой съемочной группой, где главными действующими лицами, помимо режиссера, был его постоянный оператор Рауль Кутар и актриса-муза Анна Карина.

Карина играла продавщицу грампластинок по имени Нана. В какой-то момент она осознанно решает стать проституткой. Причем делает это не из-за нужды, а скорее как возможность некой самостоятельности и обретения смысла жизни. Последующая ее история — это механическая череда жизненных ситуаций и «рабочих» моментов «в поисках счастья». Все это снято с особой отстраненностью, и как часто бывает у Годара, является еще и социологическим исследованием — на этот раз на тему проституции и места женщины в современном обществе (формальное продолжение этого — «Две или три вещи, которые я знаю о ней»). Не случайно, одним из источников вдохновения для режиссера была книга «И где же проституция?» Марселя Сакотта. Сам же фильм получил в 1962 году главный приз Венецианского кинофестиваля.

Скрытый шедевр американского кино, в любви которому признавалось множество режиссеров от Дэвида Линча до немца Кристиана Петцольда. Последний даже снял его вольный оммаж под названием «Йелла».

После автокатастрофы выживает только одна девушка — юная Мэри Генри. Придя в себя, она оказывается в странном городке, где пытается начать новую жизнь. Вот только большинство местных жителей буквально не замечает ее, а здороваются с ней только загадочные люди, напоминающие мертвецов. Сам «Карнавал душ» — это смесь триллера и хоррора, а также самая настоящая история о призраках. Ведь на протяжении всей картины зрителя буквально не покидает ощущение страшного сна, где до конца так и не ясно, кто в действительности является призраками и что на самом деле происходит вокруг.

Поставил фильм Херк Харви, для которого это стало первым и единственным опытом в большом кино. До и после Харви специализировался исключительно на документальных и учебных фильмах. «Карнавал душ» он снял за собственные деньги, влез в крупные долги и воспринимал всё скорее как большую авантюру, так и не принесшую никаких плодов.

Еще пять фильмов, которые смотрели в 1962 году:

Обладатель «Оскара»: «Лоуренс Аравийский», реж. Дэвид Лин

Победитель Каннского кинофестиваля: «Исполнитель обета», реж. Анселму Дуарти

Победитель Венецианского кинофестиваля: «Иваново детство», реж. Андрей Тарковский / «Семейная хроника», реж. Валерио Дзурлини

Лучший арт-фильм: «Затмение», реж. Микеланджело Антониони

Самый скандальный фильм: «Лолита», реж. Стэнли Кубрик

Теги: ретро
Фильмы: Dr. No / Доктор НоуA Taste of Honey / Вкус медаVivre sa vie: Film en douze tableaux / Жить своей жизньюÀ bout de souffle / На последнем дыхании2 ou 3 choses que je sais d'elle / Две или три вещи, которые я знаю о нейCarnival of Souls / Карнавал душYella / ЙеллаLawrence of Arabia / Лоуренс АравийскийO Pagador de Promessas / Исполнитель обета / Иваново детствоCronaca familiare / Семейная хроникаL'eclisse / ЗатмениеLolita / Лолита
Подборки: Фильмы про агентовФильмы про БондаФильмы про войнуФильмы про детейФильмы про духовФильмы про душиФильмы про зомбиФильмы про книгиФильмы про мертвецовФильмы про партизанФильмы про приключенияФильмы про проститутокФильмы про разведчиковФильмы про шпионов

Другие статьи