Ретро: лучшие фильмы 1995 года

Егор Алексеев. 20 марта, 2016 0 4

В украинском прокате продолжается показ фильма «Кэрол» Тодда Хейнса. В сегодняшней рубрике «Ретро» мы решили вспомнить 1995 год, когда на экраны вышел дебютный фильм Хейнса «Спасение», картина, которая открыла миру главного ретро-режиссера Голливуда нашего времени.

О чем: история о противостоянии двух профессионалов — грабителя Нила МакКоли и детектива Винсента Ханны. Они с уважением относятся друг к другу, но понимают, что в их схватке может быть только один победитель.

Почему смотрели: Майкл Манн — один из самых недооцененных режиссеров в современном Голливуде. А его признание чем-то похоже на историю классиков 40-50-х годов. Также как и Хичкоком, Фордом и другими режиссерами тех времен, Манном сегодня восхищаются куда больше в Европе, чем в Америке. А в Старом Свете, особенно во Франции, вокруг него уже давно образовался целый культ. Причем началось все именно со «Схватки» — ремейка раннего телевизионного фильма Манна «Сделано в Лос-Анджелесе» (1989). В этом фильме есть все основные черты стиля Манна: криминальная драма, замаскированная под кино о плохих и хороших парнях, эпическая сага, отличные персонажи, визуальная красота и связь между человеком и большим городом.

«Схватка» — это фактически мини-сериал. Почти за три часа экранного времени режиссер успевает рассказать историю каждого из героев с их маленькими радостями и неудачами. Показать их отношения, заставить зрителя принять и полюбить даже самого отъявленного негодяя. И наконец, за клишированными образами героев криминальных фильмов обрисовать настоящих шекспировских персонажей. Так за классическим кино о противостоянии грабителей и копов появляется настоящая мужская драма — о дружбе, долге и злом роке, от которого невозможно убежать. Но главное украшение фильма — это, конечно же, экранная схватка двух великих актеров Роберта Де Ниро и Аль Пачино. Их встреча в кафе и финальный поединок на задворках лос-анджелесского аэропорта — все это сегодня считается вершиной большого голливудского кино.

О чем: жизнь обычной домохозяйки Кэрол Уайд однажды начинает трещать по швам. В ее мире все остается по прежнему, но сама она понимает, что с ней происходит нечто непоправимое.

Почему смотрели: в 90-х Хейнс был лидером нового квир-кино, движения режиссеров снимающих фильмы о проблемах и реалиях ЛГБТ-сообщества. Тогда же его ранние короткометражки вроде «Страсти» или «Суперзвезда: история Карен Карпентер» с успехом показывали на фестивалях и в андеграундных кинотеатрах. «Спасение» же сразу принесло ему успех и звание наследника Дугласа Серка, голливудского режиссера, снимавшего всю жизнь барочные мелодрамы о «женщинах на грани нервного срыва». Главную роль у Хейнса сыграла Джулианна Мур, актриса, которая позже появится в его же драме «Вдали от рая».

В «Спасении» режиссер сразу отошел от гей-тематики к аллегорическому рассказу о женской психологии и современном мире с его бездуховностью, апатией и ненавистью, готовой вырваться наружу в любой момент. «Спасение» поражает, прежде всего, своей атмосферой — пугающей и гнетущей. Здесь практически ничего не происходит, и все действие напоминает, скорее, затянувшийся жуткий сон. В этом безумии у героини начинают развиваться всевозможные фобии и аллергии, а ее побег оказывается тем самым спасением от реальности, где ежедневно с экранов телевизоров или всевозможных рекламных проспектов навязывается определенный образ жизни. И весьма символично, что героиню «Спасения» зовут точно так же, как и героиню Кейт Бланшетт в новом фильме Хейнса, Кэрол. И что ее любовная связь с другой женщиной — это также маленькое спасение.

О чем: один день из жизни нью-йоркских подростков, которые маются бездельем, употребляют наркотики и безустанно болтают о сексе.

Почему смотрели: «Детки» — это целая веха в истории американского независимого кино. Здесь вам и дебют в кино фотографа Ларри Кларка, который затем станет режиссером целой серии откровенных фильмов о проблемных подростках. Сценарий 22-летнего Хармони Корина — впоследствии режиссера таких лент как «Гуммо» и «Отвязные каникулы». А также дебют в кино одной из знаковых актрис 90-нулевых Хлоя Севиньи, и первая роль Розарио Доусон. Вместе с тем «Детки» — это провокационная и честная история подростков. Молодые герои здесь открыто говорят о своих проблемах. В их поведении невинность сочетается с вульгарностью, а сама история (о девочке, заразившейся после первого секса), кажется, прежде всего, предлогом, взглянуть на отношения среди подростков. Но самое поразительное в фильме то, что даже через двадцать лет он не теряет своей актуальности. Все так же вызывает шок у новых зрителей, вся эта история, рассказанная в нем, может запросто произойти в наши дни, а подростки 90-х, в общем-то, не особо отличаются от подростков 2010-х.

Еще пять фильмов, которые смотрели в 1995 году:

Лучший триллер: «Семь», реж. Дэвид Финчер

Лучший sci-fi: «12 обезьян», реж. Терри Гиллиам

Самый кассовый фильм: «История игрушек», реж. Джон Лассетер

Лучшая мелодрама: «Перед рассветом», реж. Ричард Линклейтер

Фильм на века: «Мертвец», реж. Джим Джармуш

Теги: ретро
Фильмы: Heat / СхваткаL.A. Takedown / Сделано в Лос-АнджелесеSafe / Спасение / La DivinaSuperstar: The Karen Carpenter Story / Суперзвезда: История Карен КарпентерFar from Heaven / Вдали от раяKids / ДеткиGummo / ГуммоSpring Breakers / Отвязные каникулыSe7en / СемьTwelve Monkeys / 12 обезьянToy Story / История игрушекBefore Sunrise / Перед рассветомDead Man / Мертвец
Персоны: Майкл МаннРоберт Де НироАль ПачиноТодд ХейнсДуглас СеркДжулианна МурЛарри КларкХармони КоринХлоя СевиньиРозарио ДоусонДэвид ФинчерТерри ГиллиамДжон ЛассетерРичард ЛинклейтерДжим Джармуш
Подборки: Фильмы про вестернФильмы про вирусыФильмы про времяФильмы про гангстеровФильмы про дикий западФильмы про заражениеФильмы про индейцевФильмы про каннибаловФильмы про летоФильмы про любовьФильмы про людоедовФильмы про маньяковФильмы про мертвецовФильмы про отдыхФильмы про отношенияФильмы про перемещениеФильмы про песниФильмы про подростковФильмы про полицейскихФильмы про расследованияФильмы про худыхФильмы про эпидемии

Другие статьи