Женщины стояли у истоков кинематографа и создали немало важных киноработ. Самые интересные ленты о женщинах могут снимать либо режиссеры-гомосексуалисты, либо сами женщины. Но когда речь заходит о дамах, отличившихся не в кадре, а за ним, на ум приходит лишь несколько имен, часто тех, которые прославились в первую очередь как актрисы. В oKino.ua решили исправить эту оплошность и выбрать десять женщин-режиссеров, сказавших свое веское слово в мире кино.
Лучшие фильмы: «На гребне волны», «Повелитель бури», «Цель номер один»
Юность Бигелоу прошла в свободолюбивые 70-е среди сокурсников по институту искусств. Стать не художником, а кинематографистом ее убедил случайный разговор с Энди Уорхолом. От экспериментальных киноработ она перешла к зрительскому кино. Интересно, что сюжеты и манера ее фильмов не дают ни малейшего повода предположить, что их сняла особа женского пола. Потому о Бигелоу и говорят, что в США только она умеет делать жесткое мужское кино. В биографии Кэтрин есть любопытный факт — брак с поклонником сильных женских характеров Джеймсом Кэмероном. И спустя годы после расставания Бигелоу обставила его на премии «Оскар», став первой женщиной, получившей награду как кинорежиссер.
Лучшие фильмы: «Убить священника», «Европа, Европа», «В темноте»
В отличие от Романа Полански полька Агнешка Холланд никогда не разрывала связей с исторической родиной, успешно работая и в Европе, и в США. Азы режиссуры она постигала, ассистируя Кшиштофу Занусси и Анджею Вайде. У них же научилась, как относиться в своем творчестве к тоталитарному режиму. С тех пор большинство ее фильмов пронизаны темой политики, лучшие ее картины — посвящены войне. Холланд не струсила показать Вторую мировую глазами не героя-патриота, а человека, который хочет выжить любой ценой, независимо от того, к чему побуждает пропаганда.
Лучшие фильмы: «Американский психопат», «Я стреляла в Энди Уорхола»
Все помнят, как шикарно Кристиан Бэйл сыграл менеджера-маньяка в экранизации Брэта Истона Эллиса «Американский психопат». И сложно представить, что режиссерские команды на съемках этого фильма отдавала невысокая канадка Мэри Херрон. Она выросла в семье кинематографистов и театралов, но долго шла к режиссуре, начав карьеру как журналист. «Американский психопат» стал ее единственной лентой о герое-мужчине. Херрон не видит в этом никакого намерения или активного феминизма, считая, что снимать о женщинах просто интересней.
Лучшие фильмы: «Короткие встречи», «Увлеченья», «Настройщик»
Кира Георгиевна — одна из немногих женщин, которых признают не просто как режиссеров, но авторов. Ретроспектива ее работ на последнем кинофестивале в Роттердаме тому доказательство. Режиссерское упрямство Муратовой проявилось еще во время учебы во ВГИКе. Тогда она шокировала мастера своего курса — Сергея Герасимова, заявив, что хочет не отражать реальность, а искажать ее. Впоследствии уникальное муратовское видение мира наталкивалось на непонимание и запреты со стороны советской власти. Зато сегодня уже никто не оспорит, что Муратова — величина в киномире.
Лучшие фильмы: «Трудности перевода», «Где-то», «Элитное общество»
Коппола-младшая — самая узнаваемая и «звездная» женщина-режиссер современности, но она никогда не стала бы снимать фильмы, если бы ее актерские потуги в третьем «Крестном отце» не высмеяли критики. Отказавшись от карьеры артистки, София пробовала себя как модель и дизайнер. Но в 28 лет гены взяли свое, и она дебютировала с полнометражной картиной «Девственницы-самоубийцы». Хвалебные отзывы убедили девушку продолжить работать за камерой, и следующая киноработа Копполы сделала ее первой американской женщиной, номинированной на «Оскар» как режиссер.
Лучшие фильмы: «Вильгельм Телль», «Фанфан-тюльпан»
То, что женщины-режиссеры появились сравнительно недавно, — заблуждение. Еще на заре кинематографа одним из самых успешных постановщиков по обе стороны океана была француженка Алис Ги. Начиная секретарем в компании Gaumont, позже она стала одним из первых режиссеров художественного кино вообще и первой дамой в этой профессии в частности. За почти тридцать лет карьеры Алис Ги сняла около тысячи фильмов, основала при помощи мужа киностудию, открыла путь в режиссеры и сценаристы другим женщинам. Она проделала несколько важных экспериментов, например, снимала крупные планы и пускала пленку в обратном порядке. Несмотря на это, роль Алис Ги в развитии кино приуменьшали, приписывая ее достижения коллегам-мужчинам.
Лучшие фильмы: «Клео от 5 до 7», «Без крыши, вне закона»
Аньес Варда до сих пор называют «бабушкой» пресловутой «новой волны», хотя это неверно ни по ее возрасту, ни по творческим предпочтениям. А все из-за ее кинодебюта — фильма «Пуэнт-Курт», который лет на пять опередил главные тенденции во французском кино середины прошлого века. Варда пришла в кино случайно. Ее друг был смертельно болен и не мог посетить родной городок, а Аньес поехала сделать для него фотографии той местности и вдохновилась снять там картину. Помимо художественного кино, Варда успешно реализовала себя в документалистике и современном искусстве.
Лучшие фильмы: «Крылья», «Восхождение»
Яркая и трагичная фигура советского кино, Лариса Шепитько успела сделать всего четыре полнометражных фильма, не считая одной картины для телевидения. Окончив школу во Львове, Лариса поступила во ВГИК в мастерскую Довженко. Самую знаковую свою ленту «Восхождение» Шепитько создавала в невыносимых условиях — при сильном морозе и сразу после тяжелой болезни. Режиссер просыпалась на пару часов раньше съемочной группы, чтобы привести себя в чувство, и потом работала весь день, не жалея сил. Если бы жизнь Шепитько не оборвалась в 41 год в автокатастрофе, кто знает, возможно, лучшее авторское кино СССР ассоциировалось бы с ее именем так же, как и с именем Тарковского.
Лучшие фильмы: «Пианино», «Портрет леди», «Яркая звезда»
Новозеландка Кэмпион вписала свое имя в историю кино, став первой женщиной, чей фильм получил главную награду Каннского кинофестиваля. Ее картины справедливо называют женскими в хорошем смысле этого слова: психологизм и чувственность без фальши принесли ей признание. Как и ее коллега Кэтрин Бигелоу, Кэмпион планировала стать художником, однако почувствовала себя стесненной в рамках изобразительного искусства. Любопытно, что старшая сестра Джейн также кинорежиссер, но менее успешный.
Лучшие фильмы: «Аквариум», «Грозовой перевал»
Андреа Арнольд выросла без отца, в семье, где мать самостоятельно поднимала на ноги четырех детей. Уехав подростком в Лондон, Арнольд долго работала на ТВ, преимущественно в детско-юношеских программах. Она отважилась заняться режиссурой, когда стала матерью. Первые короткометражные ленты Арнольд не остались незамеченными. Одна из таких ее работ получила «Оскар». Первый серьезный успех пришел к почти шестидесятилетней Андреа, когда в основном конкурсе Канн участвовала ее драма «Аквариум» — о взрослении девочки из неблагополучной семьи. Творческие заслуги Арнольд заметили и при британском королевском дворе, наградив режиссера званием офицера Ордена Британской империи.
всегда нравились ваши топы, но в этот раз очень странно. Странно, потому что не была упомянута Ильдиго Эньеди, по-моему, лучшая из всех...
Вот что значит недооцененность женщин-режиссеров, большую часть списка и не знал совсем))) но ту же Софию Копполу я бы пока не стал включать в такой топ.
пришлось... самое узнаваемое лицо, так сказать. На топ-30 хороших женщин-режиссеров точно насобиралось бы
Соглашусь, что Софию Копполу сюда надо включать, хотя мне только один фильм у нее действительно понравился.