«Чудо на Гудзоне» / «Салли»

Истории о подвигах обыкновенных людей, выполняющих свою работу, все чаще появляются в прокате, подкупая зрителя простотой и героическим пафосом. Жанр биографической драмы почти всегда строится на знаковом событии из жизни центрального персонажа, которое оказывается для него сложнейшим испытанием и триумфом одновременно. Фильм Клинта Иствуда «Чудо на Гудзоне» («Салли») повествует о реальном происшествии, случившемся зимой 2009 года. Тогда весь мир обсуждал уникальное приводнение пассажирского самолета, принятое неоднозначно общественностью и прессой, несмотря на его благополучный исход.

15 января 2009 года пассажирский самолет с 155 людьми на борту вылетел из аэропорта Нью-Йорка. При взлете стая птиц попали в турбины, и у воздушного судна отказали оба двигателя. Тогда командир экипажа Чесли Салленбергер, или, как его зовут друзья, Салли (Том Хэнкс) принял экстренное решение посадить самолет на реку Гудзон. Вопреки советам диспетчеров, приводнение все-таки было совершено, и благодаря патрульным службам всех пассажиров удалось спасти. Общественность разделилась на два лагеря. Одни говорили, что пилот Салли — герой, совершивший подвиг. Другие утверждали, что он необдуманно рисковал жизнью полторы сотни людей, имея все шансы возвратиться в аэропорт. У капитана будет всего одна попытка отстоять свою правоту перед комиссией теоретиков, заявляющих о величайшем преступлении в истории авиации.

Фильм Иствуда «Чудо на Гудзоне» («Салли») — хороший пример тому, как любое событие можно воспринять по-разному: критиковать, восхищаться или искренне презирать кого-то за его предприимчивость. Перед зрителем — человек большой воли, умеющий принимать решения и брать ответственность на себя. Картина иллюстративна, и авторы, зная об осведомленности зрителя о развязке, благо, не стали шокировать его новыми выдуманными подробностями. В фильме Иствуда пилот не оказывается под наркотиками, на грани нервного срыва, развода или неизлечимо больным. У него нет ни одной причины ошибиться в своем прогнозе, и поэтому любителям драм лента покажется предсказуемой и даже скучной. Задача заключалась в том, чтобы восстановить ход событий и продемонстрировать, скольких усилий капитану Салли стоило выдержать сначала удар о воды Гудзона, а после удар по безупречной репутации пилота-аса.

«Чудо на Гудзоне» / «Салли»

Сюжет «Чуда на Гудзоне» («Салли») построен на флэшбэках, посттравматических галлюцинациях и попытках главного героя проанализировать свои действия в тот злополучный день. В данном случае повторения целых эпизодов нужны не для того, чтобы «освоить» хронометраж, который для байопика, кстати говоря, ничтожно мал, а чтобы усилить их значимость, концентрируя внимание на выбранных сценах. Не стоит критиковать фильм за излишнюю документальность. Эффект хроники и детальный анализ технических неполадок, которые стали причиной приводнения, — две главные особенности, на которых и базируется скелет повествования.

Неудачным режиссерским решением стала излишняя портретизация второстепенных персонажей, перегруженность сценария их нелепыми диалогами и нелогичными действиями. Разумеется, Иствуд хотел, чтобы главные герои выглядели правдоподобно, а для этого было необходимо создать общий фон, которым и являлись пассажиры, но они оказались менее проработанными, нежели центральные персонажи. Создается впечатление, что их поведение отвлекает от сути, «засоряет эфир», хочется перемотать и вернуться к тому, ради чего пришел.

«Чудо на Гудзоне» («Салли») смотрится на одном дыхании, несмотря на сугубо «мужской» сюжет, перегруженность персонажами и заведомо известный исход собрания Национального совета безопасности. Стоит ли смотреть это кино? Стоит! Мир должен знать своих героев.