Стоит ли смотреть: «Гнездо горлицы»

Юлия Кузнецова. 11 ноября, 2016 1 6

В прокат вышла отечественная мелодрама о нелегкой судьбе современной украинской женщины — «Гнездо горлицы», идеально иллюстрирующая фразу «якось-то воно буде», которую в свое время писатель Остап Вишня вывел как одну из характерных черт нашего народа.

Заробитчанка Дарина (Римма Зюбина) после двух лет в Италии приезжает в родное село проведать семью — грубоватого мужа Дмитра (Виталий Линецкий) и молчаливую дочь-студентку Мирославу. Приезжает беременной от итальянца Алессандро, в доме которого убирает — южного мачо, после развода вынужденного жить со сварливой матерью. Пока Дарина колеблется, что ей делать с незапланированным ребенком, возвращаться на заработки или остаться в Украине, домашние подбрасывают новые проблемы.

«Гнездо горлицы» — еще один шаг отечественного кинематографа на пути к нормальному, зрительскому жанровому кино. Шаг не уверенный, шатающийся между желанием поднять серьезные социальные темы и вписаться в формат «телека», куда «Горлице» прямая дорога после кинотеатрального проката. Первый «тревожный звоночек» ожидает зрителя уже на начальных титрах, когда за кадром вступает тоскливое фортепьяно — то самое, которое вы слышали тысячу раз в каждой телевизионной мелодраме, то самое, которое навязчиво указывает зрителю, где и когда будет грустно.

Социальная проблематика дается «Горлице» успешно где-то в первые минут двадцать, пока мы видим, как неухоженная Дарина первый раз выезжает за границу и под покровительством удачно пристроившейся за местного хахаля односельчанки («ото ти справжньою італійкою стала!») устраивается наймичкой, адаптируясь к чуждой и поначалу враждебной среде. Но дома ее ждет ситуация не лучше. Дмитро закладывает за воротник, тяжело переживая утрату своего статуса «ґазди», хозяина-кормильца, в чем не упускает возможности упрекнуть жену, которую сам же когда-то спровадил на заработки. Если взвесить все за и против, то холеный, вежливый и страстный Алессандро будет в разы лучше неотесанного Дмитра, олицетворяющего пещерный патриархат что в постели, что в быте. Но Дарина руководствуется не холодным расчетом — логика поведения этой героини вообще остается загадкой для всех, кроме, наверное, авторов картины. Одно глупое действие (вернее, бездействие) за другим приводит к тому, что Дарина перечеркивает все, ради чего два года горбатилась в Италии.

Глупость — это, конечно, тоже беда социальная, но в «Гнезде горлицы» она подкрепляется еще и до невозможного нелепыми сюжетными поворотами, в лучших традициях латиноамериканских сериалов (что бы там не указывали в описании фильма о «реальной истории одной жизни»). Эта монструозная «телемыльная» драматургия перечеркивает всю социальную значимость картины, не позволяя раскрыть ключевые образы — фактически типы современных украинцев: стожильной жены, которая все на себе тянет, и слабого мужа, который этой же своей слабостью и гнетется, но ничего не предпринимает, чтобы что-то изменить. Режиссер и автор сценария Тарас Ткаченко не щадит ни наших мужчин, ни иностранцев: Алессандро, подавляемый матерью и заискивающий перед бывшей женой, тоже не образец традиционной мужественности. Интересно, что в своих пессимистических измышлениях о современном украинце Ткаченко не одинок: в художественных фильмах Валентина Васяновича, например, есть те же самые «тряпки» в штанах. Становится страшно: и от того, что кинематографисты осознают реально существующую проблему, и от того, как спокойно и без смущения они ее подают.

Но и женщины в «Гнезде горлице» под стать противоположному полу. Если с Дариной и происходит какая-то эмансипация, то она настолько незаметна и обусловлена отсутствием других вариантов поведения, что говорить о сильном женском образе нельзя. Ведомая другими, Дарина берется решать проблемы в последний момент и наименее эффективно, полагаясь на упомянутое выше «якось-то воно буде». Про представителей младшего поколения — дочь Дарины, ее сельского ухажера и мажора-негодяя — лучше молчать, так как образы молодых персонажей провалены полностью и будто списаны из худших подражаний Квитке-Основьяненко.

Старших героев целиком вытягивают на себе великолепные актерские работы Риммы Зюбиной, Виталия Линецкого, Николая Боклана и Наталии Васько, причем последним двоим удается достойно проявить себя, появляясь лишь в эпизодах. Для Линецкого «Гнездо горлицы» стало одной из последних киноработ, и в ней видно, какого талантливого исполнителя мы потеряли, несмотря на то, что его герой на экране преимущественно либо бранится, либо смотрит волком.

Хорошая новость в том, что у нас есть сильнейшие актеры. Плохая  для них все еще нет сценариев и режиссуры такого же уровня. «Гнездо горлицы», которое несомненно найдет отклик у нетребовательного и сердобольного зрителя, все же следует добавить к многочисленным упущенным возможностям отечественного кино. Ведь такие актуальные и богатые темы, как заробитчанство и распад украинской патриархальной семьи, можно было подать в привлекательном для массового зрителя и воодушевляющем виде — как драмеди или ироничную историю успеха, а не продолжать изживший себя садомазохистский жанр «справжньої української журби».

Фильмы: The Nest of the Turtledove / Гнездо горлицы
Персоны: Римма ЗюбинаВиталий ЛинецкийТарас ТкаченкоВалентин ВасяновичНиколай БокланНаталия Васько

Другие статьи