Студия Warner Bros. Pictures и ее многострадальная киновселенная, базирующаяся на комиксах издательства DC, никак не угонится за Disney и Marvel. Зато у Ворнеров есть другой козырь — собственная сильная киновселенная хорроров. Если вы будете искать в интернете списки самых страшных фильмов ужасов за все время, то обязательно наткнетесь на дилогию «Заклятие». Эти два фильма формируют эту самую линейку «темных» фильмов WB. Особенно хорошо вспоминается вторая часть, которая в свое время разрывала в клочья нервы не только персонажей фильма, но и зрителей, оставляя их в напуганном состоянии еще надолго после просмотра. Одной из причин такого эффекта стала Монахиня, ужасающий демон в образе служительницы церкви. Поэтому, когда о Монахине анонсировали отдельный фильм, спин-офф, ценители жанра сразу же раскрутили уровень ожидания до зашкаливающих показателей. Однако то ли из-за завышенных ожиданий, то ли из-за сбоя ворнеровской модели хоррора «Монахиня» даже близко не стоит с вышеупомянутым «Заклятием».

Когда создатели фильма обещают беспрецедентный страх, ждешь увидеть нечто такое, от чего кровь застывала бы в венах и хотелось бы вжаться в кресло что есть мочи. Но на хорроры у всех реакция индивидуальная, потому, забегая вперед, нужно сказать, что, к сожалению, закаленных любителей жанра «Монахиня» не поразит. А вот неподготовленного зрителя некоторые эпизоды способны сильно напугать.

рецензия на фильм "Монахиня" 2018

1952 год. В укромном месте, в уединенном аббатстве где-то в румынских горах, стоит древний монастырь, в котором обитают одни лишь монашки. Две служительницы церкви идут по темному коридору к двери с надписью: «Здесь заканчивается Бог». Одна заходит внутрь и погибает, вторая же совершает суицид, прыгая в окно. Спустя несколько недель Ватикан отправляет отца Бёрка (Демиан Бишир), специалиста по потусторонним делам, расследовать самоубийство монахини. В помощники ему дают молодую послушницу, у которой время от времени появляются видения. Они должны рискнуть не только собственными жизнями, но и верой, и душами, чтобы выяснить, почему погибли те девушки и свята ли земля, на которой стоит монастырь. Там они сталкиваются со страшной силой, демонической монахиней, спастись от которой почти невозможно…

Создатели заявляли, что «Монахиня» должна была стать самой страшной частью вселенной «Заклятия». Она и стала, но только самой страшной и интересной с конца, пропустив вперед даже скучнейшее «Проклятие Аннабель». Проблемы «Монахини» вылезают буквально со всех келий, отчего недоумеваешь, мол как же можно завалить настолько перспективный проект? Джеймс Ван, отец этой киновселенной, посадил в кресло режиссера Корина Харди, снявшего один единственный полнометражный фильм — «Из тьмы». Наверное, планировалось, что Ван будет почти вторым режиссером, все время помогая Харди с постановкой и давая ценные советы. Однако, скорее всего, Ван был слишком занят «Акваменом». Провален и сценарий, который Ван написал на пару с Гари Доберманом (дилогия «Аннабель» и «Оно»). Странно, но текст «Монахини» был очень слабым. Странно, но такие опытные киноделы смогли так споткнуться — и на диалогах, и на сюжетных твистах, и на всем остальном. Весь фильм главные герои становятся свидетелями различной чертовщины, их по всему замку гоняет нечисть, и только в конце они приходят к следующему выводу. «Отец, кажется, это место не святое», — говорит послушница. 5 балов, подытожила настолько точно, как будто в воду глядела.

рецензия на фильм "Монахиня" 2018

Но изначальный план создателей фильма был амбициозным! Съёмочную команду отправили на съемки аж в Румынию. Готический румынский антураж пошел на пользу картинке и мистическому настрою. Ван, окей, с ролью продюсера ты справился, признаю.

В плане картинки «Монахиня» очень сильно напоминала старые фильмы ужасов о загробном мире. Сьемка хоррора — это дело тонкое, ведь очень сложно совместить все страшные элементы жанра, не просто напугать зрителя, но и вызвать саспенс и постоянный страх. Для этого у режиссера, к сожалению, не хватило опыта. Неожиданные вылеты, желание поймать зрителя эффектом внезапности, громкие звуки и зомби (тут даже зомби есть, но к чему они и зачем?!) — это не то, что пугает в 2018 году взрослых людей. А, и да — идиотское поведение персонажей тоже не способствует накалу эмоций. Персонажи отдаляются друг от друга, когда этого делать не стоит никак, или, к примеру, отец Бёрк, ранее допустивший смерть мальчика, которого одолела темная сила, увидев его призрак в окне ночью, сразу же бежит за ним на кладбище. Чего ожидал опытный священник, повидавший на своем пути множество странного? Он думал, что призрак расскажет, как победить зло? Пожалуй, это немного не то, чему веришь и из-за чего переживаешь. Харди полностью потерялся в хоррор-мотивах, стараясь следовать каждому шаблону, полностью повторяя главные ошибки других ужастиков вместо того, чтобы сделать ключевым именно то, за что прославилось «Заклятие» — ощущением замкнутого пространства. Но на деле даже появляющаяся в кадре Бонни Ааронс в образе монахини не вызывает того страха, как прежде. Кстати, ее было очень мало, что недопустимо для главного антагониста.

рецензия на фильм "Монахиня" 2018

Знаете, как определить хороший фильм ужасов от плохого? Все очень просто. Помните сериал «Сверхъестественное», в котором два брата Дин и Сэм убивали всякую нечисть? Так вот — кажется, что они б разобрались с этой демонической монахиней, даже не напрягаясь. А при просмотре того же «Заклятия 2» так не казалось. Вот и вся разница между хорошим фильмом ужасов и плохим.

Если раньше Джеймс Ван удивлял тем, что снимал качественные психологически сложные и страшные проекты, тратя при этом не очень большой бюджет, то теперь отчетливо видно, что даже его, казалось бы, безотказная модель может дать серьезный сбой. Отличные локации, хороший оператор, неплохой каст, отличный саундтрек — это не гарантия того, что будет страшно. Фильм, который должен был стать самым страшным и интересным ужастиком за последнее время, попросту получился проходным хоррором, полностью не вписывающимся в такую сильную киновселенную.