В прокат выходит основанный на реальных событиях политический триллер Стивена Спилберга «Секретное досье» с Томом Хэнксом и Мэрил Стрип в главных ролях и с музыкой Джона Уильямса. Кроме того, у картины две номинации на «Оскар» в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая женская роль». Можно ли пропустить такое кино? Да, если вы не готовы в течение двух часов разбираться в хитросплетениях американского политического скандала почти полувековой давности.

Картина рассказывает о Кэтрин Грэм (Мэрил Стрип), первой женщине-издателе газеты «Вашингтон пост», и главном редакторе этой же газеты Бене Брэдли (Том Хэнкс). Вместе с газетой «Нью-Йорк таймс» они вступают в гонку за право пролить свет на государственные тайны. Перед ними стоит непростой выбор — раскрыть людям всю правду, рискнуть карьерой и свободой, или промолчать, чем серьезно навредить всему миру и заставить людей продолжать верить всему, что говорит правительство. В основу «Секретного досье» легла реальная история об утечке и публикации сборника засекреченных документов Пентагона о ходе Вьетнамской войны, который получил название «Американо-вьетнамские отношения, 1945–1967: Исследование». По сути, с этого начался единственный за всю историю США случай, когда живой президент страны досрочно сложил полномочия. Документы, которые попали в руки журналистам двух главных газет Америки, расшатали кресло под Ричардом Никсоном, из которого его немного позже выбил знаменитый Уотергейтский скандал (кстати, не так давно вышел посвященный этому фильм «Уотергейт. Крушение Белого дома»). Эту тему «Секретное досье» освещает с позиции журналистов, показывая настоящее предназначение и влияние профессии.

рецензия на фильм "Секретное досье"

Если вы увлечены историей и политикой, то лента почти наверняка вам понравится, но равнодушного зрителя ей вряд ли удастся удержать. У Стивена Спилберга не получилось сделать картину динамичной и заставить вжиматься в кресло в ожидании развязки, но, кажется, он даже не пытался сделать этого. Развязки как таковой ждать не стоит, потому что она давно уже известна всем. Не грешно заснуть при просмотре, поскольку раскачка ленты происходит очень долго и нудно. Добрую половину фильма нам представляют большое количество всех участников и фигурантов дела. Иногда суть повествования теряется, а фильм беспощаден к тем, кто не знаком с делом до просмотра, однако ближе к третьему акту фильма все нити сюжета становятся на свои места. Спилберг выжал максимум из того, что у него было, и за это его стоит похвалить. Сценарий был очень ровным, академическим, актеры играли просто восхитительно (еще бы, Хэнкс и Стрип по-другому не умеют!), обстановка тех лет передана достоверно, и операторская робота, как для такого фильма, была очень изобретательной, за что спасибо вечному спилберговскому оператору Янушу Камински.

Говорят, стоит только Мэрил Стрип появиться на экране, как все критики мира воедино заголосят о номинации на «Оскар» (а это, напомню, уже двадцать первая номинация актрисы от Американской киноакадемии, из них побед было 3). Впрочем, сказать, что номинация за «Секретное досье» незаслуженная, нельзя. Мэрил Стрип отлично передала неуверенную в себе женщину, на которую после кончины отца и мужа упал тяжелейший груз в виде управления газетой и которая, будучи любящей мамой и женой, смогла проявить силу характера. Кэтрин Грэм не зря называют флагманом, которая сумела принять судьбоносное решение, которое бы побоялись принять другие. Ее поступок действительно изменил историю. Свобода слова и правда — самое сильное оружие, способное победить все зло мира.

«Секретное досье» — фильм, который, на первый взгляд, снят исключительно для наградного сезона, однако это далеко не так. Его надо показывать в качестве примера современным акулам пера, которые часто забывают о чести и этике профессии. Подобно оскаровскому лауреату «В центре внимания», здесь также показано закулисье журналистики и с какими трудностями и преградами сталкиваются сотрудники СМИ, чтобы, несмотря на возражения людей «с верхушки», донести до мира важные сведения. Заметно, как в фильме Никсона завуалировано сравнивают с нынешним президентом США Дональдом Трампом, сравнивают в первую очередь по схожести их ошибок. Спилберг и Голливуд посильно говорят о том, что надо помнить уроки истории, чтобы их не повторять.