В прокат выходит байопик о Далтоне Трамбо, легендарном сценаристе, который в 40-х стал жертвой борьбы с коммунистической угрозой в США. К этому событию oKino.ua вспоминает основные этапы той истории и всю подноготную периода гонений на «фабрике грез».

Компартия Голливуда

Джон Рид, журналист и американский коммунист

Официально коммунистическая партия в США появилась в 1919 году. Она была создана из двух групп, руководимых Чарльзом Рутенбергом и Джоном Ридом. Ее центром был Нью-Йорк, и с 1921 по 1929 гг. она называлась просто — Рабочей партией Америки. Чуть позже ее ячейки появились по всем крупнейшим штатам, включая и Калифорнию. Однако только в 1935 году было создано голливудское отделение, причем руководил им человек из Нью-Йорка — Виктор Джереми Джером, известный интеллектуал и редактор главного партийного журнала The Communist. Вот только в отличие от политических партий в традиционном понимании, голливудская напоминала, скорее, клуб по интересам, где все члены были разделены по профессиям, а дебаты напоминали безобидные посиделки.

Первая красная угроза

американский рабочий

В фильме «Трамбо» рассказывается о второй волне борьбы с «красной угрозой». Однако еще ранее существовала и первая. Пришлась она на период с 1917 по 1920 гг. Тогда, после революции в России, в США стали активизироваться анархистские группы, симпатизирующие левым идеям. Они пропагандировали социальное равенство, выступали против капитализма и всячески вдохновлялись идеями большевиков. В США сразу начали борьбу с этой угрозой. Финальной точкой этого противостояния стало раскрытие масштабного заговора радикалов, разославших американским чиновникам по почте 36 взрывных зарядов.

Маккарти

сенатор Джозеф МакКарти

Вторая волна борьбы с «красной угрозой» пришлась на 40-е годы, и ее главным идеологом стал сенатор Джозеф Маккарти — довольно странный тип, с кучей фобий и паническим страхом перед коммунистическим вторжением. В то время США переживали тяжелую экономическую депрессию, многие оставались без работы, а с другой стороны Атлантики то и дело доносились вести о радости коммунистического образа жизни. По версии Маккарти, все это могло угрожать безопасности США, а местные левые организации, контролируемые Москвой, только и делали, что вынашивали идеи, как бы свергнуть власть. Так по всей стране начались чистки, аресты, депортации и появились первые черные списки, куда заносились все, кто симпатизировал левой идеологии.

Голливуд и «черные списки»

Роско Арбакл (играет на духовом) в фильме "Повар", 1918

На «фабрике грез» всегда существовали негласные черные списки. В разное время неофициально в них включали неблагоприятных элементов и людей с плохой репутацией. Самый известный подобный случай — история комика Роско Арбакла. После того как его обвинили в изнасиловании и убийстве, Голливуд закрыл перед ним двери, несмотря на то, что в итоге актера оправдали. Похожие истории были и после введения кодекса Хейса, борющегося за нравственный образ местной кинопродукции. Что же касается «черных списков» времен «красной угрозы», то формально никаких списков не существовало, но в Голливуде все знали друг о друге все и те, кто симпатизировал «красным», тут же становились изгоями и по разным причинам оказывались без работы.

Голливудская десятка

Голливудская десятка

В 50-60-х годах Далтон Трамбо считался одним из лучших сценаристов Голливуда, а на его счету уже были сценарии к фильмам «Римские каникулы» и «Спартак». Но его карьера едва не завершилась в 1947 году. Тогда Трамбо вместе с еще девятью сценаристами и режиссерами должен был дать разоблачающие показания против своих соратников по коммунистической партии. Трамбо, который хоть и был ее членом, но уже давно не принимал никакого участия в ее деятельности, отказался. Его обвинили в неуважении к Конгрессу и дали 11-месячный тюремный срок. Символично, что большинство из свидетелей того дела показания все же дали. Среди них был и режиссер Элиа Казан, который сначала сдал всех своих, а после снял об этом фильм-покаяние «В порту».

Кино того периода

кадр из фильма "Гроздья гнева"

В 40-х годах в Голливуде вышла целая серия антикоммунистических картин. Самыми известными из них были ленты Роберта Спрингстина «Красная угроза» и Уильяма Уэллмана «Железный занавес». Любопытнее, правда, другое: в том же десятилетии в США вышло несколько фильмов с социалистическими мотивами: с рассказом об угнетении крестьян, борьбе за равноправие и прочими классическими сюжетами для советского кино. Но сняли их вовсе не сторонники левых взглядов, а, наоборот, их главные противники — консерваторы Джон ФордГроздья гнева»), Кинг ВидорХлеб наш насущный») и все тот же Уильям Уэллман («Вы услышите следующий голос»).