Свои

oKino:
7.7
7.7/10
из 10
IMDb: 7.8 (908)
Ника 12
Смотреть трейлер
Сюжет
Август 1941-го. Линия фронта ушла на восток... Трое сбежали из плена. Им некуда податься. Кругом — враги. Лес полон страхов. Болота — затягивают. В деревне — Старик. Кто он? Чужой? Свой? Кто они для него? Чужие? Свои? Они — в его власти. Их можно убить. Их можно сдать в комендатуру. Но один из них — его сын. Младший. Любимый. Снайпер.
Фрагмент
Кадры
Рецензии

Псковщина, август 1941 года. Трое сбежавших от немцев военнопленных прячутся в сарае дома одного из них — снайпера Митьки (Михаил Евланов). Его отцу (Богдан Ступка), пострадавшему от режима, нелегко смириться с тем, что он укрывает от местных полицмейстеров (Фёдор Бондарчук) двух «особистов» — чекиста (Сергей Гармаш) и политрука Лившица (Константин Хабенский). На этом неблагополучном фоне складывается непростая ситуация вокруг деревенской девушки Кати (Анна Михалкова), которую любят и Митька, и полицай.

В рамках ретроспективы фильмов с участием Богдана Ступки на «Молодости-2012» представлена одна особенная лента, пожалуй, лучшая из работ Дмитрия Месхиева — «Свои», на Московском МКФ-2004 взявшая приз за лучший фильм, лучшую мужскую роль и лучшую режиссуру. Снятая по сценарию Валентина Черных драма повествует о «войне без войны», нескольких днях из жизни оккупированной немцами псковской деревни. Мы привыкли смотреть фильмы о войне в ракурсе боевых действий, однако здесь Месхиеву удаётся непростая вещь: показать ужасы войны, любовь, месть, предательство, верность через простую в художественном плане постановку, чтобы лишний раз подтвердить бессмысленность войны и смертоубийств.

В картине превосходно раскрыты характеры персонажей, которые неоднократно встретятся с выбором «своего-чужого». Драма не единожды проворачивает понятную всем истину: чтобы не происходило, какая бы смертоносная война не наполняла всё вокруг, человек всегда должен оставаться человеком и соблюдать нравственные и моральные законы. При этом напряженная и интересная лента явно выбивается из ряда иных предсказуемых военных фильмов; здесь героям придётся нелегко, и обстоятельства не раз ещё заставят их понервничать и принимать спонтанные решения на ходу.

Поворотным персонажем картины, безусловно, является образ старика, воссозданный Богданом Ступкой. В его исполнении старик приобретает фантастического размаха драматические черты человека, сначала сомневающегося, а после готового идти на всё ради родных. Герой Ступки (актёрскому дарованию благодаря) поразительно вплетается в общую панораму села, в котором подчас трудно определить, кто перед тобой сейчас — свой или чужой. Хотя остальные образы вроде Анны (Наталья Суркова) и полицая смотрятся более чем убедительно, нельзя отказать в таланте Ступки сыграть многогранного, повидавшего в жизни и всё так же загадочного персонажа, который одним взглядом передаёт не только палитру сложных чувств, но и дух всего народа, вовлечённого в войну.

Особенную атмосферу драме придаёт манера съёмки фильма на цветную плёнку, «выцветшую» или «под хронику», в которой ярко выделяется зелёный цвет (цвет жизни) и подчеркнуто огненный цвет волос политрука-еврея со страшным кашлем. Таким способом оператор Сергей Мачильский смог внести нужные штрихи в историю, кое-где насытив, а кое-где заглушив игру цветов в зависимости от эпизода.

«Свои» сняты на довольно нестандартную тему, могут вызвать нарекания и упрёки, но в одночасье поднимают с бездны подсознания уйму вневременных вопросов, общих не столько для военного времени, сколько для всего человечества. Тем самым авторы добились нужного эффекта: история, локализованная в рамках одной деревни, одного времени (начало войны) и десятка персонажей, обретает статус полезной к просмотру.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы