Облачный атлас Cloud Atlas
Шесть увлекательных историй, происходивших в разных уголках мира в разные эпохи, тесно переплетутся в легенду о жизни одной бессмертной души.
Самый крупнобюджетный независимый фильм в истории кино и совместный проект режиссеров «Матрицы» и «Беги, Лола, беги» — уже достаточное основание, чтобы посмотреть «Облачный атлас». Но что же такого скрывается под громкой и многозначительной вывеской? А скрывается гуманистический эпос с небанальными сюжетами и изумительной актерской игрой. Но есть один нюанс: зрителю нужно всецело довериться режиссерскому замыслу, как врачу или духовнику, чтобы не искать смысл там, где его нет и закрывать глаза на странноватый грим актеров.
Роман современного писателя Дэвида Митчелла «Облачный атлас», изданный в 2004 году, считался одним из тех, которые невозможно экранизировать. Но семейный дуэт Вачовски и немец Тыквер управились с задачей и, похоже, вложили в сюжеты Митчелла собственный смысл. В фильме одновременно раскручиваются шесть историй из шести разных временных периодов: юрист, плывущий на корабле в середине ХІХ века; молодой композитор в
Отличную актерскую игру не портит даже сложный грим. Все шесть ролей Тома Хэнкса, Холли Берри и Хьюго Уивинга одинаково ярки. Сьюзен Сарандон, Бен Уишоу,
Лана и Энди Вачовски вместе и Том Тыквер особняком разделили работу над шестью сюжетами поровну. По манере съемки и стилю режиссуры можно догадаться, кто за какие новеллы отвечал. Благодаря такому разделению труда «Облачный атлас» получился разностилевым: есть сюжеты возвышенно трагические, есть комические, есть мифические, есть детективные. Удивляет, что
Эксклюзивно от авторов фильма присутствуют темы однополой любви, расизма, борьбы с системой и
Великолепный монтаж превращает сложные переплетения нескольких сюжетов в динамичную и понятную единую картину. Монтажер, кстати, работал над «Парфюмером» и «Обителью зла». Вачовски не смогли устоять перед своей фишкой — эффектными замедленными съемками, благодаря чему в фильме есть абсолютно левая сюрреалистичная сцена битья дорогого фарфора. Узнается манера кинематографистов, когда зрителю показывают панорамы Нового Сеула в 2144 году и инкубаторы там же, или когда машина падает с моста в реку.
«Облачный атлас» — название секстета, написанного персонажем Бена Уишоу. Эта приятная мелодия развивается на протяжении всего фильма. Интересно, что соавтором музыки к фильму стал Том Тыквер. Саундтрек интересен, но до культовости не дотягивает, несмотря на намеки персонажей о том, что это величайшая композиция
«Облачный атлас» со всеми своими популярными нотками звучит парадной симфонией в честь ликования гуманизма, человеческого достоинства и других вечных ценностей. Безусловно, это очень правильный фильм. Даже слишком правильный: вся мораль лежит на поверхности. И не оставляет места для раздумий — а это отвадит от «Облачного атласа» дотошного зрителя. Большая аудитория может просто насладиться лихим сюжетом и талантливой актерской игрой. Есть подозрение, что «Облачный атлас» переосмыслят в другое время: уж слишком диковинно фильм воспринимается сейчас.
Первый стомиллионный независимый фильм в истории «Облачный атлас» обещал заложить новое направление в развитии мейнстрима, однако на деле оказался таким же банальным, как и многие другие типично голливудские ленты.
Каждая из шести историй сталкивает героев, по сути, с одной и той же проблемой выбора между личным призванием и подчинением системе (политической, социальной кибернитической).
Сюжет фильма напоминает микс из множества знаменитых историй. Здесь можно встретить отголоски «Пролетая над гнездом кукушки», «THX 1138», той же «Матрицы» и целого ряда других знаменитых кинолент. Поэтому насмотревшиеся киноманы сразу понимают, что в течение двух с половиной часов их просто водят за нос и под красивой оболочкой этой картины не содержится никакого оригинального сюжета.
Складывается впечатление, что режиссёры делали ставку прежде всего на остроумный монтаж, а не на сюжетное содержание фильма, ведь сочетание каждой из шести историй смотрится действительно легко. Однако у этой лёгкости есть один существенный недостаток — излишняя понятность монтажа лишает зрителя права на то, чтобы самому попытаться сопоставить эти истории и сделать
Сам же визуальный ряд доведён здесь практически до идеала. Скрупулёзно прорисованные интерьеры футуристических домов, колоритная внешность дикарей
Тем не менее широкий зритель падок именно на красивые картинки. Яркие изображения здесь подкупают миллионы глаз так же, как
Единственное, что может послужить пищей для размышления настоящим киноманам,-то, что «Облачный атлас» уже третий фильм за этот год, в котором рассматривается, как разные люди поступают в одних и тех же обстоятельствах. Так, южнокорейский режиссёр Хонг Сан Су снял тонкую ленту «В другой стране», три абсолютно разных главных героини которой помещены в одно и то же место и сталкиваются практически с одинаковыми жизненными коллизиями.
Кроме того, Кира Муратова сняла «Вечное возвращение. Кастинг», в котором как бы изучает, как абсолютно разные и по возрасту, и по статусу люди поступают в абсолютно одинаковых обстоятельствах.
Теперь же «Облачный атлас» под несколько попсовой идеей реинкарнации поднимает по сути ту же проблему: сталкиваясь с одной и той же проблемой, люди абсолютно
«Я же никогда не был стрелой монгольского воина; конем средневекового рыцаря; я никогда не сидел на троне, никогда не был распят, не горел на костре, но откуда я знаю весь этот опыт?! Почему, мне кажется, что это я летел; я выбивался из сил; горел, вопил над телом растерзанного сына; был раздавлен вражеским танком; писал невиданные по силе воздействия стихи; я построил все эти грандиозные храмы; я рождался и умирал бесчестное количество раз — почему мне кажется, что это я?»
Такими строками порой иллюстрируют идею трансперсональной психологии. Такими же словами можно проиллюстрировать идею фильма «Облачный атлас». В картине переплетается шесть историй, которые происходят в разное время, в разных местах. Но что их объединяет? Одна душа.
С тех пор как братья Вачовски поразили мир своей трилогией «Матрица», прошло много времени и многое изменилось. Как минимум — пол одного из братьев: Ларри стал Ланой. И видимо именно такое кардинальное изменение и притянуло к постановщикам идею трансперсональности, идею вечного путешествия души, если угодно.
Фильм основан на романе Дэвида Митчелла «Облачный атлас». Ансамбль актеров можно даже не перечислять — здесь все известные. Том Хэнкс, Хьюго Уивинг, Холли Берри, Бен Уишоу («парфюмер»), Сьюзен Сарандон, Хью Грант и другие.
Это безусловно один из самых ожидаемых фильмов этого года.