Облачный атлас Cloud Atlas

oKino:
7.8
7.8/10
из 10
IMDb: 7.6 (238,456)
Сатурн 2
Смотреть трейлер
Сюжет

Шесть увлекательных историй, происходивших в разных уголках мира в разные эпохи, тесно переплетутся в легенду о жизни одной бессмертной души.

Трейлер (украинский дублированный)
Кадры
Рецензии

Самый крупнобюджетный независимый фильм в истории кино и совместный проект режиссеров «Матрицы» и «Беги, Лола, беги» — уже достаточное основание, чтобы посмотреть «Облачный атлас». Но что же такого скрывается под громкой и многозначительной вывеской? А скрывается гуманистический эпос с небанальными сюжетами и изумительной актерской игрой. Но есть один нюанс: зрителю нужно всецело довериться режиссерскому замыслу, как врачу или духовнику, чтобы не искать смысл там, где его нет и закрывать глаза на странноватый грим актеров.

Роман современного писателя Дэвида Митчелла «Облачный атлас», изданный в 2004 году, считался одним из тех, которые невозможно экранизировать. Но семейный дуэт Вачовски и немец Тыквер управились с задачей и, похоже, вложили в сюжеты Митчелла собственный смысл. В фильме одновременно раскручиваются шесть историй из шести разных временных периодов: юрист, плывущий на корабле в середине ХІХ века; молодой композитор в 1930-х; журналистка, расследующая экономический заговор в 1970-х; пожилой издатель, скрывающийся от кредиторов в конце 90-х; выведенная в инкубаторе официантка Сонми в 2144; и отсталое племя в постапокалиптическом будущем. Одни и те же актеры появляются почти в каждой новелле. Главных героев каждого сюжета (а их играют разные артисты) объединяет родимое пятно в виде кометы, что как бы намекает на реинкарнацию единой души. Но реинкарнация здесь не главное. А главное — идея универсальности человеческой природы и взаимосвязи всего со всем, о чем зрителю сообщается даже в тэглайне на постере. Есть еще второстепенные сюжетные связки вроде дневника адвоката из ХІХ века, который попадается композитору, писем композитора у журналистки, культа богини Сонми после конца света и прочего.

Отличную актерскую игру не портит даже сложный грим. Все шесть ролей Тома Хэнкса, Холли Берри и Хьюго Уивинга одинаково ярки. Сьюзен Сарандон, Бен Уишоу, Дю-на Бай, Джим Броудбент не хуже, но в части новелл их персонажей очень мало. Видели когда-нибудь Хью Гранта в виде главаря кровожадного племени, рисующего себе череп на лице? Превосходный образ. Полноценное развитие персонажей из одного сюжета к другому получает лишь Том Хэнкс: он и алчный убийца, и сомневающийся ученый, и терзаемый сомнениями герой. Остальные играют или жутко плохих, или жутко хороших героев. Не повезло Уивингу — он здесь еще хуже, чем агент Смит. По замыслу фильма, у актеров с помощью грима меняли расовую и половую принадлежность, что получалось весьма нелепо. Азиат из Стерджесса никакой, как и рыжеволосая британка из Дю-на Бай и белая еврейка из Берри, а женские персонажи Уишоу и Уивинга не увидишь даже на самой кошмарной травести-пати.

Лана и Энди Вачовски вместе и Том Тыквер особняком разделили работу над шестью сюжетами поровну. По манере съемки и стилю режиссуры можно догадаться, кто за какие новеллы отвечал. Благодаря такому разделению труда «Облачный атлас» получился разностилевым: есть сюжеты возвышенно трагические, есть комические, есть мифические, есть детективные. Удивляет, что хеппи-эндов больше, чем предполагается. Во всех историях герои задаются вопросами морального выбора, совести и свободы. Если совсем грубо, то лейтмотивами всех историй являются свобода, всепобеждающая любовь и торжество правды. Это все, что надо знать зрителю, почти три часа следящему за убийствами, самоубийством, погонями, побегами и кознями злодеев. Это все, что разжевывается и вкладывается аудитории в рот. В качестве приправы — пространные закадровые монологи, напускающие еще больше пафоса.

Эксклюзивно от авторов фильма присутствуют темы однополой любви, расизма, борьбы с системой и какого-то полухиппарского, полуантиглобалистского общественного строя, который Вачовски продвигали еще «Матрице: Перезагрузке». Революция и борьба за неудобную правду-то, к чему приходит несколько героев. С одной стороны, мировая душа и вечные ценности — отличная идея для фильма, чтобы его признали шедевром и полюбили. С другой стороны, диктатура этой идеи в фильме превращает просмотр в школьный урок. Очень долгий школьный урок, заметим.

Великолепный монтаж превращает сложные переплетения нескольких сюжетов в динамичную и понятную единую картину. Монтажер, кстати, работал над «Парфюмером» и «Обителью зла». Вачовски не смогли устоять перед своей фишкой — эффектными замедленными съемками, благодаря чему в фильме есть абсолютно левая сюрреалистичная сцена битья дорогого фарфора. Узнается манера кинематографистов, когда зрителю показывают панорамы Нового Сеула в 2144 году и инкубаторы там же, или когда машина падает с моста в реку.

«Облачный атлас» — название секстета, написанного персонажем Бена Уишоу. Эта приятная мелодия развивается на протяжении всего фильма. Интересно, что соавтором музыки к фильму стал Том Тыквер. Саундтрек интересен, но до культовости не дотягивает, несмотря на намеки персонажей о том, что это величайшая композиция какого-то там времени.

«Облачный атлас» со всеми своими популярными нотками звучит парадной симфонией в честь ликования гуманизма, человеческого достоинства и других вечных ценностей. Безусловно, это очень правильный фильм. Даже слишком правильный: вся мораль лежит на поверхности. И не оставляет места для раздумий — а это отвадит от «Облачного атласа» дотошного зрителя. Большая аудитория может просто насладиться лихим сюжетом и талантливой актерской игрой. Есть подозрение, что «Облачный атлас» переосмыслят в другое время: уж слишком диковинно фильм воспринимается сейчас.

Первый стомиллионный независимый фильм в истории «Облачный атлас» обещал заложить новое направление в развитии мейнстрима, однако на деле оказался таким же банальным, как и многие другие типично голливудские ленты.

Каждая из шести историй сталкивает героев, по сути, с одной и той же проблемой выбора между личным призванием и подчинением системе (политической, социальной кибернитической).

Сюжет фильма напоминает микс из множества знаменитых историй. Здесь можно встретить отголоски «Пролетая над гнездом кукушки», «THX 1138», той же «Матрицы» и целого ряда других знаменитых кинолент. Поэтому насмотревшиеся киноманы сразу понимают, что в течение двух с половиной часов их просто водят за нос и под красивой оболочкой этой картины не содержится никакого оригинального сюжета.

Складывается впечатление, что режиссёры делали ставку прежде всего на остроумный монтаж, а не на сюжетное содержание фильма, ведь сочетание каждой из шести историй смотрится действительно легко. Однако у этой лёгкости есть один существенный недостаток — излишняя понятность монтажа лишает зрителя права на то, чтобы самому попытаться сопоставить эти истории и сделать какие-то свои выводы из всего этого.

Сам же визуальный ряд доведён здесь практически до идеала. Скрупулёзно прорисованные интерьеры футуристических домов, колоритная внешность дикарей а-ля Майя, безукоризненно восстановленная атмосфера ХIХ века и прочие детали фильма не могут не порадовать глаз. Однако всё здесь выглядит чересчур красивым, и уже к середине фильма картинность буквально каждого эпизода начинает утомлять своей неестественностью.

Тем не менее широкий зритель падок именно на красивые картинки. Яркие изображения здесь подкупают миллионы глаз так же, как какая-нибудь фотография в социальной сети. При этом, однако, как в тех же социальных сетях, мало кто захочет прочитать сопроводительный текст под этой самой красивой картинкой. Именно для подобной широкой публики и создавался «Облачный атлас»: в этом фильме не надо задумываться или анализировать — все мысли расскажет голос из-за кадра, не стоит напрягаться, чтобы сопоставить разные истории — всё это сделает за тебя стремительный монтаж.

Единственное, что может послужить пищей для размышления настоящим киноманам,-то, что «Облачный атлас» уже третий фильм за этот год, в котором рассматривается, как разные люди поступают в одних и тех же обстоятельствах. Так, южнокорейский режиссёр Хонг Сан Су снял тонкую ленту «В другой стране», три абсолютно разных главных героини которой помещены в одно и то же место и сталкиваются практически с одинаковыми жизненными коллизиями.

Кроме того, Кира Муратова сняла «Вечное возвращение. Кастинг», в котором как бы изучает, как абсолютно разные и по возрасту, и по статусу люди поступают в абсолютно одинаковых обстоятельствах.

Теперь же «Облачный атлас» под несколько попсовой идеей реинкарнации поднимает по сути ту же проблему: сталкиваясь с одной и той же проблемой, люди абсолютно по-разному её решают. «Почему мы постоянно совершаем одни и те же ошибки», — говорит главная героиня, словно догадываясь, что проблема, которую ей доводится разрешить в жизни, преследует её уже очень давно — ещё в предыдущих жизнях.

«Я же никогда не был стрелой монгольского воина; конем средневекового рыцаря; я никогда не сидел на троне, никогда не был распят, не горел на костре, но откуда я знаю весь этот опыт?! Почему, мне кажется, что это я летел; я выбивался из сил; горел, вопил над телом растерзанного сына; был раздавлен вражеским танком; писал невиданные по силе воздействия стихи; я построил все эти грандиозные храмы; я рождался и умирал бесчестное количество раз — почему мне кажется, что это я?»

Такими строками порой иллюстрируют идею трансперсональной психологии. Такими же словами можно проиллюстрировать идею фильма «Облачный атлас». В картине переплетается шесть историй, которые происходят в разное время, в разных местах. Но что их объединяет? Одна душа.

С тех пор как братья Вачовски поразили мир своей трилогией «Матрица», прошло много времени и многое изменилось. Как минимум — пол одного из братьев: Ларри стал Ланой. И видимо именно такое кардинальное изменение и притянуло к постановщикам идею трансперсональности, идею вечного путешествия души, если угодно.

Фильм основан на романе Дэвида Митчелла «Облачный атлас». Ансамбль актеров можно даже не перечислять — здесь все известные. Том Хэнкс, Хьюго Уивинг, Холли Берри, Бен Уишоу («парфюмер»), Сьюзен Сарандон, Хью Грант и другие.
Это безусловно один из самых ожидаемых фильмов этого года.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы