Орда

oKino:
6.3
6.3/10
из 10
IMDb: 6.3 (520)
Ника 13
Смотреть трейлер
Сюжет

События фильма переносят нас в прошлое, в далёкий 14-й век. Московский митрополит Алексий живёт мирной жизнью в своём скромном приходе и никогда не отказывает в помощи тем, кто о ней просит. В округе даже ходят слухи, что митрополит чудотворец, способный своими молитвами исцелить любой недуг. Когда эти слухи доходят и до Золотой Орды, хан Джанибек приказывает привести к нему в Сарай-Бату Алексия, чтобы тот исцелил его мать Тайдулу, сраженную неведомой болезнью, которую не смог вылечить ни один местный знахарь и шаман. Если же святой откажется — хан грозит направить на Русь свою орду и оставить на месте Москвы одно лишь голое пепелище. Понимая, что от него зависит жизнь многих людей, митрополит Алексий принимает условия хана и отправляется в столицу Золотой Орды, не подозревая, что на этом его злоключения лишь начинаются.

Трейлер
Кадры
Рецензии

Конечно, русский фильм с претензией на историческую достоверность и названием, намекающим на возможную высокую концентрацию эпичности, снятый на деньги ОАО «Газпром», вызывает некоторый скептицизм в свой адрес. Однако на деле эта картина глубже и интереснее, чем кажется. Это не развлекательное кино, и здесь нет масштабных зрелищных битв, зато здесь есть быт монголо-татар, показана жизнь ханской семьи, жестокость, которую проявляют власть имущие, и жизненные трагедии разных людей, этой жестокостью спровоцированные… И это-то показано преинтереснейше и в артхаусном ключе.

Длится эта картина два часа. Условно ее можно разделить приблизительно пополам. До завязки это действие в Сарае, столице Орды. Мы видим, как быстро и внезапно ханы сменяют друг друга, каждый из них просто убивает своего предшественника, чтобы править самому. Ханша Тайдула в исполнении Розы Хайруллиной (лучший из персонажей фильма), тем не менее, поощряет жестокость своего второго сына и братоубийцы Джанибека. Кажется, все идет своим чередом. Монголы берут русских в плен (естественно, русских, а не русичей, фильм же русский, но это совсем другой вопрос, не касающийся кинематографа). Слишком крупных, по их монгольским меркам, пленников они обезглавливают, остальных превращают в жалких рабов с низкой продолжительностью жизни, дерутся за навоз коня ханши, набирают себе девушек в гаремы. А то, как живут ханы, вообще поражает воображение. А живут они, как хотят, эдакие баловни судьбы. Вроде бы такие же дикари, но с богатством и властью, потому позволить они себе могут любое невежество, на которое только способен их разум. Но внезапно Тайдула теряет зрение. Джанибек доставляет в сарай экзотичнейших лекарей и шаманов, но они не способны ни на что другое, кроме шоу. Приходит черед обратиться к медицине совсем иного толка, и хан ставит московскому князю ультиматум: либо он высылает к нему их сильнейшего колдуна на Руси (митрополита Алексия в исполнении Максима Суханова), либо он сравняет Москву с землей. Конечно, московский князь решает откупиться малой кровью -отправляет монголам Алексия, подписывая ему тем самым смертный приговор.

И тут начинается самая длинная часть фильма, в которой персонаж Алексия становится центральным. Порой кажется, что мытарства бедного Алексия даже затянули, явно перегибая палку и превращая благородного старца чуть ли не в мученика. Конечно, это плюс для РПЦ, которую последнее время ой как не жалуют, но порой смотреть на это все откровенно скучно (чай не «Страсти Христовы»). И ближе к концу фильма, когда мучения Алексия становятся невозможными, у него появляются яркие суицидальные наклонности, что слегка противоречит православному мировоззрению, хоть и подается под соусом самопожертвования на пользу заблудшей души слуги митрополита Федора (Александр Яценко). В целом с некоторых пор образ митрополита окончательно теряет свою правдоподобность, что портит впечатление от фильма.

Сюжет весьма простой, удивляет тем, что большинство событий фильма не влияет друг на друга, что не позволяет нам построить фатальную причинно-следственную цепочку. Кажется, что все, как в жизни, за исключением некоторых преувеличений. За счет отличных декораций и хорошей актерской игры монголо-татарам веришь с первого взгляда. Веришь и московскому царю (Виталий Хаев), и Федьке, который сломался психически в монгольском рабстве, и сотнику хана Джанибека, который ему верно служит, хоть и от чистого сердца ненавидит.

«Орда» изобилует крупными планами, снята в нескольких интерьерах, что создает камерную атмосферу ленты. Стоит отдельно подчеркнуть шикарное музыкальное оформление картины, над которым поработал Алексей Айги.

«Орда» в финансовом плане вряд ли когда-нибудь оправдает вложенные в нее средства, но эта лента — однозначный плюс в карму российского кинематографа. Это тяжелый фильм, немного заунывный, с мрачной атмосферой, но по-особенному интересный, не оставляющий после себя никаких сильных эмоций или впечатлений, но заставляющий думать.

1357 год. Татаро-монгольское ханство Золотая Орда переживает последние десятилетия расцвета. В столице золотоордынцев неожиданно слепнет могущественная ханша Тайдула (Роза Хайруллина), мать хана Джанибека (Андрей Панин). Под угрозой сжечь Москву в Сарай-Бату вынужденно отправляется митрополит Алексий (Максим Суханов), который должен вылечить ханшу. Путешествие в самое сердце Орды обернётся для чудотворца немалыми испытаниями.

Снятый на деньги «Православной энциклопедии» фильм рисковал превратиться в православную агитку или на худой конец одой дружбе церкви с государством. На деле фильм Прошкина при сценарии опытного Юрия Арабова оказывается даже не столько историческим фильмом, сколько ещё одним авторским взглядом, поданным в виде мистического мифа о давно минувших днях. Фильм не столько пытается отобразить или исказить исторические события, сколько показать роль человека и его слабость в антураже беспощадного средневекового мира.

Для одних «Орда» может показаться занимательным экскурсом в эпоху, о которой мы наслышаны, но не имеем чётких понятий и нужных сведений. Для других — о силе и жертвенности верующего человека, который надеется сотворить чудо для поработителя во благо родной земли. Стоит воздать должное создателям, которые аккуратно сыграли на территории Руси XIV века, не дав повода для кривотолков и спекуляций.

Глиняный город, столица Орды, которого по задумке сценариста «не будет более, а может, и не было», воссоздан настолько аутентично (как кажется) и щепетильно, что ощущаешь себя соучастником исторического полотна. А «туристов» здесь немало: на пути героев встретятся и массы невольников-русичей, и итальянцы-монахи. Режиссёр убедительно отображает на экране язык, обычаи, быт и костюмы монголо-татар. И хотя заглавной по идее является линия чудотворца Алексия с его мытарствами, со временем ощущаешь, что мир Орды оказывается чуточку сильнее и впечатлительнее.

В этом плане картина не всегда выдерживает баланс: наблюдая за Алексием и его пребыванием в столице, ожидаешь мощной развязки, но вместо этого нас обрекают на долгие минуты «навозных» работ среди его соотечественников; к слову, тяготы рабов не отображены реалистично. Казалось, пиковый эпизод с попыткой самоссожения быстро сменяется благополучными сценами с монголами, для которых старец из Москвы всего лишь ещё один знахарь с покорённых земель. А сам финал ленты, отмеченной призами на ММКФ (в том числе феноменальная Хайруллина в роли ханши), подаёт лишь сухие факты, оставляя зрителя в небольшом недоумении.

Что интересно, после просмотра неизменно посещают мысли о том, что сегодня многое осталось таким же: как и в «Орде», так и в наши дни с грустью отмечаешь, что безграничная власть делает с отдельно взятым человеком, что желание и наслаждение властью во все века были и будут составляющими человеческой природы. В этом плане драма — яркий пример того, как мощь, завоевавшая полмира, логически достигает пика своего могущества, а затем, пожираемая противоречиями и междоусобицами, вмиг теряет всё завоеванное за годы, чтобы спустя каких-то двести-пятьсот лет иго с востока воспринималось как нечто мифическое, хоть и имевшее реальную основу.

От потенциально масштабной «Орды» ожидаешь много больше, но драма оказывается не столько масштабным полотном на злобу тех дней, сколько интересным фильмом с пищей для ума.

Новый фильм Андрея Прошкина успел получить в этом году на Московском Международном кинофестивале награду за Лучшую режиссуру и за Лучшую женскую роль. В тоже время, «Орда» спровоцировала скандал. После первого показа ленты, многим не понравилось то, как создатели изобразили митрополита Алексия и трактовали православные каноны, хотя сам фильм финансировался церковными кругами, которые одобрили сие дело.

Режиссер Андрей Прошкин известный по фильмам «Игра мотыльков» и «Спартак и Калашников» прокомментировал эту ситуацию так: «Я думаю, что дело несколько в другом, просто, видимо, у ряда людей есть какое-то определенное представление о том, каким образом должны сниматься картины, затрагивающие темы веры, Бога, видимо, они предпочитают более, так сказать, елейный, что ли, язык. Наша картина несколько другая, при этом, на мой взгляд, попытки попирания веры в ней нет».

История происходит в далеком 14-ом веке — время правления Золотой Орды. По сюжету, митрополит Киевский Алексий вынужден ехать в Сарай-Бату, дабы исцелить слепую мать хана Джанибека Тайдуллу. Его вызывают туда монголы, ведь о митрополите ходит слава чудотворца, «русского колдуна». Однако дело идет не так, как было задумано, и Алексий проходит у воинственного народа через все круги ада.

Сценарий написал Юрий Арабов («Юрьев день», сериал «Доктор Живаго»). По словам создателей, здесь есть место и истории, и мистике, но в основу описываемых событий легло «Житие Алексия». В фильме были задействованы такие известные актеры как Андрей Панин, Виталий Хаев и Максим Суханов.

«Орда» изобилует монгольской речью, которая не совсем удобно переводится посредством русских субтитров. Также, в ленте немало натуралистических сцен, от которых может стать дурно прямо во время просмотра.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы