Присутствие великолепия Magnifica presenza

oKino:
6.6
6.6/10
из 10
IMDb: 6.6 (2,811)
ММКФ 1
Сюжет
Пьетро одержим идеей стать актером и ради осуществления своей мечты переезжает в Рим. В его жизни появляются новые люди. Вскоре в доме начинают происходить странные вещи: мебель и другие предметы двигаются сами по себе. Жизнь Пьетро превращается в настоящий спектакль. Будучи уверенным, что в квартире поселились призраки, герой с головой погружается в самое необычное приключение в своей жизни.
Трейлер №1
Кадры
Рецензии

Эта лента станет настоящим наслаждением для тех, кто любит итальянский колорит и хороший юмор. Несмотря на то что далеко не последнее место в фильме занимает драматическая история, после его просмотра чувствуешь какое-то светлое настроение.

В центре сюжета «неудавшийся гей» (как сам себя характеризует главный герой) Пьетро, работающий пекарем и мечтающий стать актёром. Лента начинается с того, что этот парень переселяется в один из старых домов Милана. Новое жилище ему очень нравится: оно полностью обставлено в старом стиле: аристократичная фурнитура, винтажные обои, классическая планировка комнат.

Однако в первую же ночь в пустых комнатах своего жилища он чувствует чьё-то присутствие: то шумы донесутся из соседней комнаты, то в отражении зеркала кто-то появится, то вдруг за его спиной слышны спешные шаги. Всё это переполняет страхом и без того достаточно уязвимого Пьетро. Но однажды он набрался смелости выяснить — что же это были за шумы…

Мистическая сторона этой истории отодвинута в ленте на второй план. Режиссёр практически не объясняет странные законы, которым следуют призраки: почему они не могу выйти на улицу, почему их видит только главный герой и т. д. Некоторая небрежность в этом отношении позволяет сосредоточиться на других сюжетах ленты, щедро наполненной «смешинками».

Потрясают в фильме колоритные персонажи: типичная римлянка с дородной грудью и литыми чертами лица, вычурный гомосексуалист, потешный гей-неудачник — главный герой, аристократичные призраки и т. д. Практически каждый, даже эпизодический, персонаж в ленте обладает незабываемой харизмой. Этим «Присутствие великолепия» несколько перекликается с карнавальностью фильмов Феллини.

Лента, если разобраться, состоит исключительно из неоригинальных сюжетов и банальных приёмов. Однако прекрасная постановка, в которой чувствуется высокий вкус, превращает эту, казалось, непримечательную историю в нечто особенное. Так, под развлекательной поверхностью этой ленты струится целый поток страстей, эмоций и переживаний.

Просмотр ленты порадует киноманов, ведь «Присутствие великолепия» густо наполнено цитатами из таких классических фильмов, как «Трамвай „Желание“», «Трансамерика», «Завтрак на Плутоне», а также других картин Кастеллани, Висконти, Трюффо.

Один из главных недостатков ленты заключается в том, что много тем, поднятых в ней, так и остаются нераскрытыми. Например, гомосексуальность главного героя не оканчивается ничем, точно так же, как и его стремление к тому, чтобы стать актёром. Поэтому концовка заставляет зрителей почувствовать себя слегка обманутыми.

Фильм снял один из самых колоритных режиссёров Италии Ферзан Озпетек. Практически в каждой своей картине он обязательно делает реверанс в сторону своей исторической родины — Турции. Не обошлось без упоминания его любимой страны в и этой картине: для двух второстепенных персонажей фильма Турция становится своего рода «спасительной землёй», куда уезжает их ребёнок, надеясь забыть ужасы Второй мировой.

Лента была отмечена призом зрительских симпатий Московского международного кинофестиваля, а также несколькими другими престижными наградами.

Пьетро Понтекьевелло (Элио Джермано) приезжает в Рим в надежде стать успешным актёром. Для этого он вместе с троюродной сестрой Марией (Паола Миначчони) выбирает себе съёмную квартиру. Со временем незадачливый молодой человек обнаруживает в аппартаментах целую театральную труппу «Кампанья Аполлонио». И ничего страшного, что все они призраки и одеты по моде 40-х годов. Вынужденный знакомиться с новыми соседями, Пьетро попадает в череду комичных ситуаций, и попутно распутывает дело некой актрисы Ливии Морозини (Анна Проклемер), пропавшей в 1943-м

Режиссёр и сценарист фильма — Ферзан Озпетек, турок, в 1970-х эмигрировавший в Италию. За последние 15 лет он снял девять полнометражных картин, которые неоднократно участвовали в конкурсах мировых кинофестивалей. Пожалуй, именно «Окно напротив» с Джованной Меццоджорно в главной роли стал его звездным часом, собравшим в его копилку большое количество наград. Часто игнорируемого родиной Озпетека называют итальянским режиссёром второй линии, ставя его в один ряд с классиками комедии, такими как Луиджи Коменчини и Ренато Кастеллани. К слову, идейно «Magnifica presenza» больше всего похожа на «Привидения по-итальянски» Кастеллани 1967 г. с Софи Лорен и Витторио Гассманом. При этом в каждой его работе присутствуют внушительный звуковой ряд и гомосексуальная тематика, которую можно было бы избегать. В нашем случае Пьетро склонен к нетрадиционной ориентации, но основной акцент делается на другом. Также Озпетек злоупотребляет десертной темой: как и в «Окне напротив» и «Холостых выстрелах», герой Джермано любит выпекать всякие сладости.

Изначально название картины должно звучать как «Великолепное присутствие». Оно и вправду великолепное, если учесть потрясающий кастинг, в котором отметим лучшего актёра Канн 2010 г. Элио Джермано, Маргериту Буй, Беппе Фиорелло, Витторию Пуччини, Маттео Савино и других, включая массу характерных эпизодических ролей вроде хозяйки квартиры. Вообще, картина вобрала в себя лучшее из пьес Луиджи Пиранделло и Эдуардо де Филиппо, что неоднократно повторял сам автор.

Сама по себе «мелодрама-комедия» ничего оригинального не привносит, но отметим, что она не может не умилять и заставляет невольно улыбаться каждой необычной перипетии, происходящей при контакте неуверенного в себе и мнительного Пьетро с членами труппы, выдержанными в духе недавних «Артиста» и «Полночи в Париже». Последние творят невероятные вещи: утверждают, что Пьетро пугает их в их же квартире, попутно отмечая недурные блюда, им приготовленные, и давая советы, как вести себя при прослушивании. Желавший выгнать незваных гостей, парень постепенно задумывается над тем, а мешают ли ему на самом деле застрявшие в квартире призраки?

Можно с точностью утверждать, что весёлое настроение будет сопровождать зрителя вплоть до финальных титров. Временами «Присутствие великолепия» будет переходить в мелодраму, из неё в драму (в случае с пропавшей Морозини), но переходы эти будут настолько трогательными и плавными, что квартира главного героя покажется самым уютным местом на планете. Призраки в картине Озпетека обаятельны до бесконечности. Всему этому способствуют потрясающий саундтрек от композитора Паскуале Каталано с запоминающейся темой и прекрасная операторская работа.

В целом «Присутствие великолепия» не из тех картин, которые впечатляют новшествами, но в данном случае являет собой «мейнстрим»-образец бесподобного качества, завораживая пикантными ситуациями, актёрской игрой высшей пробы, классной музыкой и стилистикой 1940-х (одежда, причёски и поведение coinquilini — соседей по дому). Вообще, внежанровая картина балансирует всё время на грани реальности и выдумки, давая зрителю право выбора. И, действительно, очень хочется верить, что всё происходящее на экране — пусть и приукрашенная, но правда.

Пьетро одержим идеей стать актером, и ради своей мечты едет в Рим. Он знакомится с новыми людьми, устраивается на временную работу, ждет удачу. Но, вскоре в доме, где он поселился, начинают происходить странные вещи… Жизнь Пьетро превращается в настоящий спектакль, ведь он уверен — в его квартире поселились призраки.

Эстетика мелодраматизированной комедии, доведенной до фарса, — явление весьма характерное для итальянского театра и кинематографа. И дело не только в крикливо-сварливой тональности речи аппенинцев, и не в их кипящей южной крови. Во всем виновата их органическая неспособность серьезно смотреть на вещи, трезво, рассудительно оценивать происходящее и особенно самих себя.

Это девятая полнометражная работа режиссера Ферзана Озпетека. Итальянский режиссер продолжает ясно наметившуюся творческую тенденцию — курс на тонкую психологическую комедию ситуаций. Юмор у итальянского постановщика острый, спонтанный и местами достаточно провокативный. Не зная снисхождения к человеческим порокам, Ферзан Озпетек все же не опускается к безжалостному цинизму, а остается добродушным и самоироничным.

«Присутствие великолепия» или, как это было бы правильней перевести, «Великолепное присутствие» — это не только забавный, комедийный фильм, это еще и спектакль о судьбе и открывающихся возможностях, поэтому здесь есть место и серьезным размышлениям.

Картина получила Приз зрительских симпатий на Московском международном кинофестивале в 2012 году.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы