Царство небесное Kingdom of Heaven

oKino:
7.4
7.4/10
из 10
IMDb: 7.2 (179,449)
Европейская киноакадемия 1
Сюжет

В 1184 году французский кузнец Балиан переживает кризис веры после того, как его сын погиб, а любимая жена, не выдержав потери, покончила жизнь самоубийством, чем обрекла себя на вечные муки в аду. В это тяжелое для Балиана время к нему приходит барон Готфрид Ибелинский, только что вернувшийся из крестового похода по землям Иерусалима. Готфрид рассказывает Балиану, что является его давно потерянным отцом, и уговаривает присоединиться к нему и его рыцарям, отправляющимся на Святую Землю. И хотя поначалу Балиан отказывается, мотивируя это тем, что он простой кузнец, а не рыцарь, под давлением некоторых обстоятельств он меняет своё решение и настигает Готфрида на окраине города. Крестоносцы прибывают в Иерусалим в тот момент, когда хрупкое перемирие между христианским королём Болдуином IV и предводителем кочующих сарацинов Салах ад-Дином оказывается под угрозой. За спиной своего короля амбициозный и тщеславный тамплиер Ги де Лузиньян провоцируют войну с сарацинами, но по воле рока удача оказывается на стороне противников. После смерти короля Болдуина Балиан вынужден возглавить рыцарей, встать на защиту Иерусалима от сарацинской орды.

Трейлер
Кадры
Рецензии

Истину говорят, что самые кровавые деяния и самые добрые дела творятся с именем господа на устах. Крестовые походы средних веков очень хорошо это подтверждают. При чём первую часть утверждения. Художественный фильм «Царство небесное» довольно правдиво показывает события предшествующие самому известному — третьему крестовому походу. Хотя, всё же, исторические ляпы присутствуют.

Ридли Скотт, режиссёр этого киноэпоса, похоже, неплохо изучил историю данного периода, за что ему честь и хвала. На сегодня это большая редкость, чтобы голливудские товарищи снимали действительно историческое кино, а не политкорректную смесь бульдога с носорогом. Однако Ридли Скотт не удосужился понятно довести до зрителя происходящие события. То есть прежде чем смотреть фильм необходимо прочитать хоть немного фактов о показанном историческом периоде, а то понять всё не удастся. Просто режиссёр сделал главный акцент на частично вымышленном персонаже — главном герое картины Балиане д’Ибелине. Почему частично вымышленном? Это и является самым большим ляпом картины. Барон Балиан д’Ибелин действительно существовал, но он никогда не был лотарингским кузнецом, и в 1187 ему стукнуло 56 лет. Естественно, при таких раскладах, молодая (27 лет) красавица королева Сибилла не питала нежных чувств к дедушке Балиану, тем более он уже десять лет был женат на экс-королеве Марии Комниной, вдовы Амори I, короля Иерусалимского королевства с 1163 по 1174 год. Более того, исторические сведения говорят о том, что, скорее всего, эти два персонажа недолюбливали друг друга.

Завязка фильма следующая. Барон д’Ибелин верой и правдой служил Иерусалиму, но вдруг вспомнил один свой грех. Молодой был не опытный. Вот и залетела девочка от него. Вырос его сынок добрым молодцем, с дипломом кузнеца. И звали его Балиан. Приехал батя к сыну и взял с собой на святую землю. Вместе грехи замаливать веселей. Но, именно из-за Балиана старший барон был ранен и вскоре скончался. Пришлось бывшему кузнецу стать бароном Балианом д’Ибелином и унаследовать всё его состояние.

Далее Балиан с трудом прибывает в Иерусалимское королевство, влюбляется в сестру больного проказой короля Болдуина IV — Сибиллу, приобретает честь и славу, друзей и врагов, а так же сдает Иерусалим великому султану Салах ад-Дину. Вот такой сюжет, в котором наблюдается ещё один большой ляп. Как бедный кузнец, за очень короткое время может стать благородным рыцарем, которого невозможно победить в бою? Мне кажется, светские манеры и искусство сражаться по наследству не передаются.

Теперь о реалиях. В конце XII века дни Иерусалимского королевства были сочтены. Великая историческая личность — султан Сирии и Египта Салах ад-Дин Юсуф Ибн Айюб создал непобедимую армию и наращивал своё геополитическое преимущество над христианами. Кроме этого, заболел проказой бездетный иерусалимский король Болдуин IV. Что привело к борьбе за престолонаследие. Благодаря таким раскладам Саладин закончил покорение Сирии, не прекращая при этом набегов на христианские территории, хотя и потерпел поражение в битве при Рам-Аллахе в 1177 году. Самым способным правителем среди крестоносцев был Раймонд, граф Триполитанский, но королем стал (после смерти очень достойного Болдуина IV), его враг Гвидо Лузиньян (разные партии представляли ребята), женившись на сестре Болдуина IV — Сибилле.

В 1187 году четырехлетнее перемирие было нарушено знаменитым разбойником Рейнальдом де Шатильоном из замка Крак де Шевалье, спровоцировав объявление священной войны, и тогда начался третий период завоевательных походов Саладина. Саладин осадил Тиверию на западном берегу Генисаретского озера. Гвидо Лузиньян собрал под свои знамена всех, кого только смог (примерно 20000 человек) и двинулся на Саладина. Король иерусалимский пренебрег советом Раймонда Триполитанского и завел армию в безводную пустыню, где их атаковали и окружили мусульмане. Многие из крестоносцев возле Тиверии были уничтожены.

4 июля в битве у Хаттина Саладин нанес сокрушительное поражение объединенной христианской армии. Египетский султан сумел отделить кавалерию крестоносцев от пехоты и разбил ее. Только Раймонд Триполитанский и командовавший арьергардом Балиан д’Ибелин (а вот и наш герой) с небольшим отрядом кавалерии смогли прорваться через окружение (согласно одной из версий, с негласного одобрения Саладина, искренне уважавшего старого воина). Остальные крестоносцы были убиты или захвачены в плен, в том числе были пленены сам король иерусалимский, великий магистр ордена тамплиеров, Рейнальд Шатильонский и другие. Рейнальда Шатильонского Саладин собственноручно казнил. А Гвидо Лузиньяна впоследствии отпустил, взяв с того обещание, что он больше не будет воевать. Тем временем, вернувшийся в Триполи Раймонд скончался от ран.

20 сентября Саладин осадил Иерусалим. В отсутствие укрывшегося в Акре короля оборону города возглавил барон д’Ибелин. Однако защитников не хватало. Продовольствия тоже. Поначалу Балиан отвергнул относительно великодушные предложения мусульман. 25 сентября Саладин перенёс свой лагерь к северной стене. 26 сентября против этой стены установили 11 требюше, и, в конце концов, мусульмане под прикрытием обстрела и общего штурма добрались до рвов и подкопали стену, которая вскоре рухнула. После этого Балиан вновь начал переговоры с Саладином, но теперь уже последний отверг все его предложения и пообещал устроить такую же резню, какую устроили крестоносцы в 1099 году. Никакие уговоры и просьбы не помогали. Тогда Балиан д’Ибелин пригрозил убить 5000 мусульманских пленников, потом убить всех христианских женщин и детей (представляю, если бы он сказал это в фильме), сравнять с землей мечеть Аль-Акса, разрушить дома, испортить фонтаны, водоемы и обрушить все башни города, а затем повести весь гарнизон в последний бой. Его мрачная решимость подействовала, и Саладин потребовал выкуп в 100 тыс. безантов, но и здесь Балиан наотрез отказался, ибо такой суммы невозможно было собрать. После тура переговоров были определены условия капитуляции: индивидуальный выкуп в 10 безантов за мужчину, 5 безантов за женщину, и 1 безант за ребёнка, плюс 7000 бедняков за общую сумму в 30 000 безантов, которые внесли сам Балиан, патриарх и зажиточные горожане. В пятницу 2 октября 1187 года Священный город, который почти сто лет пребывал в руках христиан, был сдан, но около 15 000 христиан выкупиться всё же не сумели. Видя их отчаяние, Саладин на свои деньги выкупил 1000 человек и освободил их. Соревнующийся с ним в благородстве его брат Аль-Адиль тут же выкупил и освободил ещё 1000 человек. Тамплиеры, госпитальеры, отряд Балиана и мусульманская конница сопровождали колонны изгнанников до Тира и Триполи. Саладин, как и всегда, с честью выполнил все договорённости, а также приказал мусульманским крестьянам снабдить христиан пропитанием.

В целом, фильм относительно правдоподобно отображает исторические события (я бы сказал беспрецедентно правдоподобно, для американцев). Все нестыковки обусловлены тем, что кино будет смотреть массовый зритель, а не профессора историки. Одних персонажей сделали кристально благородными, других отъявленными мерзавцами. Рейнальд де Шатильон, например, был просто дерзким солдатом удачи, как нельзя лучше характеризующим интересы, устремления и темперамент мелких рыцарей XII века в их борьбе против всего мира за самоутверждение. С Гвидо де Лузиньяном ещё интересней. В силу случайности каждый человек, знающий русский язык заочно «знаком» с ним. Имя князя Гвидона и его непростые взаимоотношения с царством славного Салтана (т. е. султана) выдают интерес профессионального историка Александра Пушкина к драме Иерусалимского королевства. Никто из оппозиционных баронов, ведомых д‘Ибелинами (я уже говорил про разные партии), и представить себе не мог, что они 6 лет служили такому отпетому мерзавцу, каким Гвидо изображён в «Царстве небесном». Автор сценария фактически оклеветал Гвидо де Лузиньяна и если род Лузиньянов ещё существует, то его потомки просто обязаны подать в суд. Канонический рыцарь, покладистый в отношениях Гвидо де Лузиньян всегда легко находил друзей. Его непременно поддерживали магистры обоих орденов, а позже Ричард Львиное Сердце. Никогда Гвидо де Лузиньян не хотел войны и не убивал посла султана. Напротив, когда Саладин потребовал от короля правосудия в ответ на нападение Рене де Шатильона на караван в Аравийской Петре (1187), Гвидо де Лузиньян полностью признал его правоту и приказал Рене вернуть добычу мусульманам.

Кроме этого, как я уже говорил, была выдумана история любви Сибиллы и Балиана (куда же без амурных дел, фильм действительно бы потерял некоторую привлекательность). На самом деле Сибилла любила своего мужа Гвидо де Лузиньяна. Сибилла, дочь короля Амори I, родилась в 1160, и была на год старше своего брата короля Балдуина IV. В 16 лет ей в мужья подобрали Вильяма Монфератского, которого она лишилась через год. Очень скоро она познакомилась с Амори де Лузиньяном, бедным мелким рыцарем из Пуату, который чуть позже в 1181, благодаря своим незаурядным качествам получит высшую в королевстве должность коннетабля. Амори часто рассказывал Сибилле об одном из своих шести младших братьев, оставшихся во Франции. Брата звали Гвидо де Лузиньян. Эти рассказы заочно влюбили 20-летнюю Сибиллу в 21-летнего Гвидо, примерно также как сегодня люди влюбляются друг в друга по Интернету. Современные комплексы и условности не отягощали людей средневековья — Сибилла написала и лично пригласила Гвидо в Иерусалим. Когда же Гвидо приехал, и Сибилла увидела и поговорила с ним, то в один миг влюбилась повторно. Гвидо был эталоном рыцаря со всех точек зрения, в том числе и с женской. 20-летний прокажённый Балдуин IV уже знал, что не может иметь детей и долго не проживёт. Он и его бароны предпочли бы выдать Сибиллу замуж за более могущественного западного сеньора. Но Сибилла привела убийственный довод — она выходит замуж по любви — и король без звука согласился.

Благородство Балиана возведено до абсурда. Правда, началось это где-то во второй половине картины. В начале мне очень понравилась философская нить, завязанная отцом Балиана — Жоффруа д’Ибелином. А короля Балдуина IV, вообще следует цитировать: «Кто бы ни был государем, владыкой — ты один в ответе за свою душу. Когда тебя призовёт господь, ты не сможешь сказать, что слепо исполнял приказ, не задумываясь о последствиях, о чести, о доблести!» Великолепная фраза. Но потом сценаристы начали чудить. Чтобы спасти бедных крестьян, Балиан бросается в атаку (кстати, абсолютно не соответствующую реальной рыцарской лобовой атаке) со своим небольшим отрядом на значительно превосходящую по численности армию Саладина. После такого поступка, его следовало бы направить прямиком в дом сумасшедших. Жизнь даже одного рыцаря стоила дороже всех тех крестьян вместе взятых. Д’Ибелин положил на том поле всех своих рыцарей. Зачем же тогда обвинять Сталина в неоправданных потерях во Второй мировой войне. Тогда хоть были тактические причины. А борьба за жизни простых горожан — жителей Иерусалима выглядит совсем не правдоподобной. В реальности, после поражения под Хаттином Балиан добрался до Иерусалима в первых числах июля. Он хотел всего лишь найти свою жену Марию Комнину и увезти её в безопасное место. Но уехать ему не удалось. Городская делегация потребовала от него взять защиту города на себя. Вот такое благородство.

Актёрский состав фильма не может не радовать. В главной роли Балиана — естественно Орландо Блум. Видимо всю оставшуюся жизнь ему придется играть такие роли. Его отца отлично сыграл Лайэм Нисон. Великого Салах ад-Дина воплотил на экране Хасан Массуд. С первых кадров обращает на себя внимание француженка Ева Грин — обворожительная Сибилла. Только ради её бездонных глаз стоит посмотреть этот фильм. Думаю, Ева просто обязана стать суперзвездой современного кинематографа. Не зря на неё обратил внимание маэстро Бертолуччи, пригласив в 2003 году на съемки своего фильма «Мечтатели». Со взглядом Сибиллы может сравниться только взгляд её брата короля Балдуина IV. Прокажённого Балдуина блестяще сыграл мой любимый актёр Эдвард Нортон. И хоть у него было совсем мало экранного времени и пришлось всё это время прятать лицо за маской, тем не мене персонаж запомнился очень ярко. Настоящий мастер класс.

Таким образом, творение Ридли Скотта достойно высокой оценки, по крайней мере, для меня, человека увлекающегося историей. Фильм особо выделяется среди картин вышедших в 2005 году. Конечно это не грандиозное культовое полотно, но твёрдой 5 заслуживает без сомнения. Вы просто обязаны посмотреть и занести кино в свою видеотеку.

Всем фанатам «Гладиатора» посвящается. Зачастую, исторические боевики смотреть не так уж и интересно. Слишком мало оказывается в них самой истории на самом деле. Ну, какой-то истории в них, действительно хватает. Но зачастую, это истории про любовь, ненависть и еще какие-нибудь разборки, к которым и сводиться весь сюжет фильма. Но такие не несут в себе даже части исторической достоверности. Именно этим и в корне отличается «Царство небесное» Ридли Скотта от подобных произведений.

Действия происходят в любимом многими 12 веке, в самый разгар кровавых Крестовых походов и переделов собственности между христианами и мусульманами.

Главный герой — Балиан, которого довольно неплохо сыграл Орнандо Блум — кузнец из глухой деревушки, где он давным-давно живет со своей семьей. Но только вот живется ему в последнее время совсем не просто — их единственный ребенок умер, а жена покончила с собой. За такие вот кошмарные события в жизни его еще и преследует и всячески достает местный священник. Вобщем, как-то не складывалось у него ну совсем. Но только до момента (и весьма притом неожиданного) появления его отца Годфри (Лиам Нисон).

Новоявленный папа очень своеобразно вводит в курс дела сына, зачем тот явился именно к нему. Отсюда становиться ясно, что Билиан — сын, рожденный вне брака. Но Годфри готов все исправить и зовет сына с собой в Иерусалим. Последний очень долго находит тысячи отговорок чтоб не ехать, но в конце концов соглашается. Правда, прям перед отъездом он умудряется прикончить священника, за что пришлось довольно неожиданно и быстро поплатиться именно папе, а не ему.

Естественно, дальше у него практически все получается как по маслу. Он добирается сам в Иерусалим, начинает служить королю (Эдварт Нортон) и завоевывает пристальное внимание сестры государя Сибиллы (Ева Грин). Тут, правда, у любого нормального человека начинаются непонятки с восприятием ситуации. Ну КАК простой кузнец из глухой деревни в мгновение ока превратился в настоящего рыцаря по манерам, стратегии и владению мечем?

Тут явно Ридли Скотт немного не продумал как это лучше обыграть. А все потому, что в исторической действительности Билиан никогда не был кузнецом.

Что уж точно радует, так это игра и подбор актеров. Тут все на высшем уровне, слов нет. Правда есть мнение, что Орландо Длум как-то немного неубедительно смотрелся в этой роли. Ну не вяжется его чересчур красивая внешность с чертами жесткого и решительного человека. Но это и не его вина.

Что уж и правда поражает в ленте «Царство небесное», так это работа операторов и художников. Все прорисовано как нельзя лучше, сцены баталий просто захватывают дух и не дают оторваться от экрана. Зрелищно. Такой фильм лучше всего смотреть на большом экране, удовольствие совсем другое. Очень хорошо подчеркнута природа: все выглядит просто волшебно, но вместе с тем натурально. Одна беда (и очень большая) этой ленты — это диалоги. Ну уж очень они слабые вышли.

Вообще фильм выглядит очень эффектно несмотря даже на какие-то исторические ляпы, до которых многим зрителям, правда, особого дела нет. Игра и актерский состав только радует, так что с уверенностью можно сказать — фильм стоящий того, чтоб им хоть разок восхититься.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы