11 сентября были объявлены победители Венецианского кинофестиваля. Среди всего прочего это означает, что закончился самый длинный перерыв между кинофестивалями класса «А», которых, напомню, всего пять (Венецианский, Каннский, Берлинский, Московский и Оскар). В связи с этим кинолюбителям приходилось всё лето пересматривать старые фильмы, временно выпав из последних тенденций кинематографа. Так что теперь, киноманы, радуйтесь — наконец станет понятно, в какое русло направился мир кино после майского Каннского фестиваля.
Перед жюри Венецианского кинофеста, которое возглавлял Квентин Тарантино, стояла действительно непростая задача выбрать лучшие картины среди целого ряда сильных конкурсных фильмов. В ситуации, когда в одном конкурсе сходятся столько первоклассных лент, неизбежны споры и противоречия среди членов жюри. И тем не менее, главная награда — золотой венецианский лев — был единогласно присуждён картине Софьи Копполы «Где-то» (Somewhere). На украинские экраны этот фильм должен выйти в январе 2011 года.
Фильм рассказывает о переоценке жизни, которую пришлось сделать голливудскому актёру, которого внезапно навестила его одиннадцатилетняя дочь. Вся истории разворачивается в голливудском отеле Chateau Marmont — в самом сердце киноиндустрии.
Растроганная Софья Коппола призналась, что для неё это — маленький личный фильм, за который она не ожидала получить приз. К слову, прославившая её лента «Трудности перевода» впервые была показана тоже на этом фесте.
Ещё одного золотого льва в качестве специально приза «за заслуги перед кинематографом» вручили Монти Хеллману (Monte Hellman) за фильм «Дорога в никуда» (Road to Nowhere). «Хеллман — великий художник, поэт-минималист, чьи работы стали источником вдохновения для всего жюри» — прокомментировал Тарантино решение судей вручить этот приз своему кумиру…
Фильм «Дорога в никуда» рассказывает о съёмках молодым режиссёром криминальной истории. Найдя актрису, как две капли воды похожую на женщину из реальной истории, которую экранизирует молодой кинематографист, и начав съёмки, он выясняет новые и новые нюансы преступления, которые в корне меняют суть дела.
Младший брат главного приза кинофеста — серебряный лев вместе с премией за лучший сценарий «Озелла» заберёт с собой в Испанию Алекс-де ла Иглесиа (Álex de la Iglesia) — автор сценария и режиссёр фильма «Печальная баллада для трубы» (Balada Triste de Trompeta).
Это гротескная история о белом и рыжем испанских клоунах, которые враждуют во время Гражданской войны в 1967 году. Причина их спора — любовь акробатки. Абсурд в фильме плотно переплетается с реальностью (в течение фильма один из клоунов, будучи рекрутированным милицией, схватит мачете и перерубает солдат), при этом некоторые же сцены в картине — символичны.
Сразу четыре награды получил российский фильм Алексея Федорченко «Овсянки». Приз «Озелла» за операторскую работу досталась Михаилу Кричману. Вместе с тем фильм получил престижную премию FIPRESCI за киноязык и был отмечен экуменическим жюри в лице отца Назарено Таддея. Кроме того, дома у Федорченко после этого феста заведётся мышь — «Золотая мышь», которую вручают итальянские интернет-критики.
Сюжет фильма рассказывает о том, как двое мужчин исчезающего северного народа меря везут тело мёртвой жены одного из них, чтобы похоронить её по особому обряду. Лента снята по прозе и стихам казанского писателя Дениса Осокина.
По словам продюсера фильма, в европейский прокат фильм выйдет уже в конце следующего месяца. Что ж, будем ждать…
«Кубок Вольпи» за лучшую мужскую роль получил Винсент Галло, сыгравший роль беглеца-террориста Мухаммеда в фильме польского режиссёра Ежи Сколимовского (Jerzy Skolimowski) «Необходимое убийство» (Essential Killing). Роль практически немая — первую реплику герой фильма произносит ближе к концу фильма. Это стало одним из немногих решений жюри, которое было встречено овациями фестивальной прессы.
Герой Галло убегает из тайной тюрьмы в Европе, в которую его как пленного посадили американские военные. Так, перед ним возникает дилемма: или он будет убивать, или не выживет сам.
Кроме того, Винсент Галло представил в Венеции и собственную картину «Обещания, написанные на воде» (Promises Written in Water), которая однако не вызвала особого восторга у зрителей. В этом фильме Галло выступил не только как режиссёр, но и написал для него сценарий и музыку, снял его и смонтировал, а также сыграл в нём главную роль.
«Кубок Вольпи» за лучшую женскую роль получила Ариане Лабед (Ariane Labed), звезда греческого фильма «Аттенберг» (Attenberg), реж. Афина Рахель Цангари (Athina Rachel Tsangari). Картина рассказывает о 26-летней Марине, живущей с отцом в промышленном городке на берегу моря. Отстранившись от людей и ни с кем практически не общаясь, она знакомится с окружающим миром через песни о суициде и «Жизнь млекопитающих» Дэвида Аттенборо. В её жизни есть только три человека — единственная подруга Белла, помогающая ей восполнить пробелы в сексуальном образовании, парень, с которым она случайно познакомилась во время игры в настольный футбол и отец. Разрываясь между ними, Марина исследования загадок человеческой фауны.
Премия Луиджи де Лаурентиса за лучший дебют досталась турецкой картине «Большинство» («Cogunluk») Серена Юдже (Seren YÜCE).
Премия молодому актеру имени Марчелло Мастроянни досталась Миле Кунис (Mila Kunis), которая сыграла противницу Натали Портман в «Черном лебеде» (Black Swan) Даррена Аронофски (Darren Aronofsky). Этим фильмом и открылся Венецианский кинофест. В украинские кинотеатры этот фильм придёт не ранее ноября.
Интригующим был отбор лучших картин и в программе «Горизонты», в которую включаются игровые и короткометражные фильмы, представляющие новые тенденции в развитии кинематографа. В этом году в эту программу включили несколько десятков экспериментальных картин, находящихся на грани видеоарта, продолжительность которых варьировалась от шести минут до шести часов.
Иранская художница Ширин Нешат, которая возглавляла жюри «Горизонтов», вручила главный приз этого конкурса «Лету Голиафа» (Veran de Goliat) мексиканцу Николасу Переды (Nicolas Pereda). Ну, а спецприз жюри достался голландско-австрийскому «Забытому пространству» Ноэля Берча (Noel Burch) и Аллана Секулы (Allan Sekula).
Лучшими короткометражными работами признали «Будущие аттракционы» (Сoming Attractions) австрийца Петера Черкасского (Peter Tscherkassky) и «Вон» (Out) режиссера из Израиля Рои Розен (Roee Rosen).
Антон Филатов
Фильмы-победители Венецианского кинофестиваля 2010
oKiman .13 сентября, 2010 0 0
Комментарии к новости (0)