Чёрный лебедь Black Swan

oKino:
8.0
8.0/10
из 10
IMDb: 8 (454,820)
Оскар 1
Золотой глобус 1
Британская академия 1
Венецианский кинофестиваль 1
Премия Гильдии актеров 3
Сюжет

Юная прима-балерина Нина Сейерс делает всё возможное, чтобы заполучить партию Чёрного Лебедя в предстоящем масштабном спектакле. Однако ей не хватает страсти и раскованности, чтобы вжиться в желанную роль. Постепенно Нину начинают мучить странные галлюцинации, и она уже не всегда может отличить видения от реальности. Однако это не останавливает балерину, ведь она уже почти слилась со своим персонажем. Психологическая составляющая фильма и великолепная актёрская игра держат зрителя в напряжении до самого конца.

Трейлер (русский дублированный)
Кадры
Рецензии

Даррен Аронофски в очередной раз доказывает, что умеет снимать фильмы и для профессионалов, которые смотрят только избранные картины, и для обывателей, которые глотают всё без разбора. После лент этого режиссёра все остаются довольны. Этот рецепт приготовления кино, он использовал и в своей последней работе «Чёрный лебедь».

В центре фильма — молодая старательная балерина Нина (Натали Портман), всю свою короткую праведную жизнь посвятившая балету. Её день начинается с растяжек, гимнастики, продолжается в студии, где, уже вместе с другими балеринами, проходят бесконечные репетиции.

И вот наступил в жизни этой девушки долгожданный момент, когда её хореограф Тома (Венсаль Кассель) надумал поставить балет. Среди молодых балерин эта постановка всем известного «Лебединого озера» разжигает настоящую борьбу за право быть примой. Тем более что руководитель решил оставить в балете только одну приму, которая бы исполнила как белого, так и чёрного лебедя.

Нина может идеально исполнить белого лебедя, для того же, чтобы показать на сцене чёрного — необходимо стать полной противоположенностью себе самой. Однако эту роль дают всё же ей. «Профессионализм — это не только самоконтроль, но и умение отпустить себя» — скажет ей во время репетиции Тома. Но кто мог предсказать, чем в результате может обернуться эта попытка отпустить себя… Вокруг этого внутреннего конфликта героини и сосредотачивается весь сюжет.

Пытаясь открыть в себе свою же противоположенность, усугубляется психологическое состояние Нины. По мере того, как она готовится к премьере, галлюцинации, страх, напряжённость, срывы всё больше и больше наполняют её жизнь. Пытаясь раскрыться, избавиться от постоянного самоконтроля, Нина оказывается в предельном для себя состоянии, когда не знает как себя вести и чего от себя требовать. Усугубляет это состояние ещё и страх ответственности за главную роль. А ведь стать примой, стать «самой лучшей» она и мечтала всю жизнь.

Стала Нина в результате самой лучшей или нет — сказать сложно. Однако у актрисы, которая её сыграла, эта мечта исполнилась, и теперь у Натали Портман дома на полке красуется золотой глобус за лучшую женскую роль.

В ленте имеет большое значение цвет одежды персонажей. Игра с белым и черным встречается буквально в каждом эпизоде. Противопоставления цветов постоянно подчёркивают взаимоотношения между персонажами. Так, в одной из сцен, искушающий Нину хореограф одет в чёрное, а сама нежная растерянная балерина — в белом. Когда же главную героиню одолевают страсти — становится тёмной и её внешность.

Ленты Аронофски уже не воспринимаются без узнаваемого музыкального сопровождения Клинта Мэнсела, пишущего саундтреки для режиссера ещё с фильма «Пи» (1997 г.). Психологическое нагнетание атмосферы было бы не настолько колоритным и напряжённым без тяжёлых мелодий композитора.

В следующем году должны выйти сразу два фильма Даррена Аронофски, а в 2013, согласно обещаниям — ещё один. Раньше между фильмами этого режиссёра были промежутки минимум в два года. Ну, а как теперь такой темп фильммэйкерства скажется на качестве самих лент, остаётся только догадываться. Хотя, этот факт может быть ещё одним плюсом «Чёрному лебедю», ведь у этой картины есть все шансы стать последним шедевром Аронофски перед затяжным творческим спадом.

В этом фильме интересно смотреть на интригу, как на борьбу Сознательного и Бессознательного. Та половина главной героини, которая идеально справляется с белым лебедем, всегда держит себя под контролем. Этому образу всегда сопутствуют ясность, строгость и чистота, с которой Нина себя ведёт. Но роль чёрного лебедя заставляет Нину выпустить из себя ту энергию, которая как раз и была зажата постоянным самоконтролем. Вместе с проявлениями этого неконтролируемого Бессознательного Нины, в ней возникает иррациональная энергия страсти, секса и дерзости, без которых чёрного лебедя станцевать невозможно.

Ряд красивых эпизодов картины, когда у балерины вырастают крылья или когда главную героиню преследует её двойник — это пример того, как энергия обретает форму. И показано это в фильме очень чувственно.

Написано под Kronos Quartet

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы