7 фильмов, без которых не было бы «Терминатора»

Егор Алексеев. 04 июля, 2015 1 24

В 1984 году на экраны вышла первая часть «Терминатора» — фильма, который до сих пор считается одним из лучших в истории кино. Семь лет спустя режиссер Джеймс Кэмерон снимет его продолжение, которое по культовости даже превзойдет оригинал. Однако обе части, считаясь новаторскими, в то же время очень грамотно заимствовали у менее успешных фильмов. К выходу в прокат фильма «Терминатор: Генезис» oKino.ua вспоминает семь фильмов, которыми вдохновлялся Джеймс Кэмерон для создания своей бессмертной франшизы.

Фильмы о Франкенштейне

Кино, как и литература, имеет свои архетипы, которые веками переходят из одного произведения в другое. Но если в литературе почти все фантастические истории вышли из старинных сказок, то в кино о роботах и искусственном интеллекте прародителем жанра может считаться роман Мэри Шелли «Франкенштейн» и его многочисленные экранизации. В самой книге, напомним, Виктор Франкенштейн создавал монстра, который впоследствии начинал преследовать своего создателя. В Голливуде не раз обращались к этой истории, а после Второй мировой в моду даже вошли многочисленные хорроры по ее мотивам. Здесь уже безымянное существо превращалось в агрессивного монстра, несущего разрушение. А основной темой, как и в «Терминаторе», становилась опасность, возникающая, когда человек берет на себя функции Бога.

Фильм режиссера Андре Дида считается первым в истории фильмом о роботах. Сюжет ленты имеет определенные параллели с творением Кэмерона. Так, у Диды преступница Мадо использовала робота, чтобы убить его создателя. В результате чего злобный робот преследовал профессора и его близких. А в одной из самых памятных сцен — герои-люди и вовсе убегали от бегущего за ними киборга на машине. Позже схожий эпизод мы найдем и во втором «Терминаторе», где робот из жидкого металла будет преследовать Сару и Джона Конноров.

Антиутопия французского классика-документалиста Криса Маркера повлияла на всю историю фантастического кино. Его ремейком стала картина «12 обезьян» Терри Гиллиама, но в «Терминаторе» вы также легко найдете отсылки к этому фильму. Чего стоит один сюжет, рассказывающей о мире, уничтоженном ядерной войной. В какой-то момент люди, потерявшие всяческую надежду, решают отправить в прошлое героя, который должен спасти всех. Конечно, у Маркера не было роботов или искусственного интеллекта, но в остальном его история вполне могла вдохновить Кэмерона на создание «Терминатора».

Сам Кэмерон не раз признавался, что «За гранью возможного» повлиял на его знаменитое произведение, и именно тот ретро-сериал принято считать главным вдохновителем «Терминатора». Данное телешоу представляло собой фантастическую антологию, где каждая серия имела новый сюжет и героев. В фильме Джеймса Кэмерона хватало отсылок к сериалу, но сюжетные находки из двух его эпизодов («Солдат» и «Демон со стеклянной рукой») создатель «Терминатора» практически украл. В «Солдате» пехотинец из будущего, охваченного глобальной войной, оказывался в нашем времени и пытался убедить политиков задуматься о своих действиях. В «Демоне» есть как прообраз «Скайнета», так и похожая история о человеке, который спасается в прошлом, прихватив с собой из будущего в качестве доказательства грядущих бед стеклянную руку, напоминающую руку киборга в «Терминаторе 2». Сценарист телешоу Хэрлан Эллисон даже подавал в суд на Кэмерона за плагиат. Но вместо громкого разбирательства, Джеймс и Ко уладили всё полюбовно, выплатив Эллисону внушительную сумму отступных.

В этом популярном боевике речь шла о парке аттракционов, где были представлены разные периоды из истории человечества (от доисторического до Древней Греции и Рима). Причем в качестве статистов в парке выступали самые настоящие роботы. В какой-то момент один из роботов (фактически, прообраз обоих плохих киборгов в первой и второй части «Терминатора»), выходит из-под контроля и начинает преследовать героев. Дальше идут многочисленные погони и экшен-сцены, а главное — весьма оригинальный по тем временам спецэффект — глаз робота, проявляющийся на человеческом обличии, что впоследствии мы увидим и в картине Джеймса Кэмерона.

Практически неизвестный у нас фильм, который в США считается настоящим культом для поклонников фантастического кино. Его режиссером выступил популярный писатель Майкл Крайтон — тот самый человек, ответственный за появление «Парка Юрского периода». Фильм «Сотворивший красоток» сегодня выглядит немного устаревшим, но в нем есть ключевая для Крайтона тема — высокотехнологические исследования в медицине и весьма любопытный сюжет о пластическом хирурге Ларри Робертсе и его экспериментах. Причем некоторые кадры фильма и интерьеры организации Робертса весьма похожи на лабораторию из второго «Терминатора».

Еще один фильм, которому Кэмерон множество раз признавался в любви. Если первый «Безумный Макс» был скорее знаковым фильмом о мести, то вторая часть стала прообразом для многих картин о постапокалиптическом мире. Кэмерон не наследует идеи Джорджа Миллера, но, скорее, вдохновляется ими для создания своего киномира и главное — образа Терминатора, так же, как герой Мэла Гибсона, облаченного в кожу и вооруженного обрезом. Вот только там, где Миллер был верен постапокалиптической тематике, Кэмерон оказывается куда больше заинтересован в классических фантастических рассказах об искусственном интеллекте от Рэя Бредбери и Филипа К. Дика.

Фильмы: Terminator: Genesis / Терминатор: ГенезисL'uomo meccanico / Механический человекTerminator 2: Judgment Day 3D / Терминатор 2: Судный день 3DLa jetée / Взлетная полосаTwelve Monkeys / 12 обезьянThe Outer Limits / За гранью возможногоWestworld / Западный мирLooker / Сотворивший красотокJurassic Park / Парк Юрского периодаMad Max 2 / Безумный Макс 2: Воин дорогиMad Max / Безумный Макс
Подборки: Фильмы про апокалипсисФильмы про байкеровФильмы про будущееФильмы про вестернФильмы про вирусыФильмы про времяФильмы про дикий западФильмы про динозавровФильмы про заражениеФильмы про ковбоевФильмы про машиныФильмы про мотоциклыФильмы про перемещениеФильмы про роботовФильмы про фантастикуФильмы про эпидемии

Другие статьи