В субботу, 24 октября, в Киеве начинается 45-й Международный кинофестиваль «Молодость» — старейший украинский киносмотр, на котором дебютировало немало прославившихся впоследствии кинорежиссеров. Среди них — Франсуа Озон, Том Тыквер, Бруно Дюмон, Алексей Балабанов и другие. Программа фестиваля, как обычно, исчисляется десятками полнометражных и короткометражных фильмов. Накануне oKino.ua решило сориентировать вас, какое кино на «Молодости-2015» действительно заслуживает внимания.

Издалека

Победитель Венецианского кинофестиваля-2015, это дебютный фильм венесуэльца Лоренцо Вигаса, ставшего также первым представителем своей страны, участвовавшем в главном конкурсе упомянутого киносмотра. Причем дебютант оставил позади других претендентов, среди которых Сокуров, Амос Гитай и другие артхаусные ветераны. Понять, почему венецианское жюри сделало такой выбор, это и есть причина посмотреть «Издалека», описание которого предвещает типичную гей-драму: влечение 50-летнего обеспеченного мужчины к юноше с улицы. На «Молодости» фильм поборется за главную награду.

Очерки из жизни утопленника

Еще один участник главного конкурса «Молодости». Три года назад лучшим фильмом кинофестиваля стал греческий фильм «L», чей малопонятный сюжет и эстетская форма оставили в недоумении многих журналистов и зрителей. «Очерки из жизни утопленника» тоже снял грек, и по манере эта картина близка «L»: длинные общие планы, размытость сюжета, поэзия в кадре. Последнее — буквально: главного героя считают покончившим с собой в 1928 году поэтом, который ежегодно возвращается в мир живых, при этом ничего о себе не зная.

Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии

Последний фильм «трилогии жизни» шведа Роя Андерссона, бывшего рекламиста, люто возненавидевшего капитализм и государство всеобщего благосостояния. Как и в предыдущих частях трилогии — «Песни с второго этажа» и «Ты, живущий» — режиссер подает мозаику из коротких парадоксальных, сюрреалистичных, абсурдистских, когда смешных, когда мрачных статичных эпизодов из жизни горожан. Кино Андерссон снимает редко (всего пять полнометражных фильмов за почти полвека), потому жюри Венецианского кинофестиваля успело в прошлом году вручить ему главного «Золотого льва» именно за «Голубя».

Бараны

Победитель программы «Особый взгляд» Канн-2015 и выдвиженец на «Оскар» от Исландии. «Бараны» — фильм о двух братьях-пастухах, которые сорок лет враждуют друг с другом, пока одно важное дело не заставляет их работать вместе. На всякий случай: нет, это не исландский ремейк украинской картины «Братья», недавно прошедшей в прокате. Все совпадения, как говорится, случайны, и никакой престарелой писательницы-девственницы в «Баранах», к счастью, не будет.

Пикадеро

Сюжет этой картины, как никакой другой, близок нашему зрителю. В картине рассказывается о том, как экономический кризис повлиял на личную жизнь одной испанской пары. Молодые супруги вынуждены тесниться в квартире с родителями и решать задачу, как и где заниматься сексом. В «семейном гнездышке» этот процесс затруднителен, потому герои постоянно ищут себе «пикадеро» — публичные места, где бы можно было отдаться страсти, что приводит к массе забавных моментов.

Малыш Кенкен

Все, кому очень надо было, давно посмотрели «Малыша Кенкена» в Сети — как-никак, лучшее кинопроизведение прошлого года по версии «Кайе дю Синема»! На «Молодости» же можно посмотреть/пересмотреть этот детективный мини-сериал от Бруно Дюмона на большом экране и «взапой». И оно того стоит (почему — мы уже обстоятельно объясняли). Приклеиться к креслу не придется: «Малыш Кенкен» состоит всего лишь из четырех эпизодов.

Космос

Возвращение Анджея Жулавски в большое кино после 15 лет творческого молчания — что жюри Локарнского кинофестиваля на радостях и отметило наградой за лучшую режиссуру. В картинах Жулавски часто есть провокация и нечто запретное-физиологичное, и «Космос» не стал исключением. Снятый по мотивам одноименного романа Витольда Гомбровича, фильм знакомит с компанией странных людей, которых сложно представить вместе, собравшихся в загородном доме. Любители котиков и прямых, как палка, сюжетов — берегитесь!

Дипан

Обладатель «Золотой пальмовой ветви» этого года, получивший во время Канн посредственные оценки у большинства кинокритиков. Режиссер фильма-лауреата Жак Одиар застолбил себе место среди фестивальных любимчиков еще шесть лет назад драмой об арабском эмигранте «Пророк». В «Дипане» же Одияр вновь обратился к теме иностранцев во Франции и как в воду глядел: его герои не просто мигранты, но беженцы, которые идут на обман, чтобы обойти стороной европейскую бюрократию. Как говорится, на злобу дня.

Боб и деревья

Главный призер кинофестиваля в Карловых Варах, снятый французом в американской глубинке о потомке украинских и чешских эмигрантов Бобе Тарасюке. Тарасюк играет в фильме сам себя, он не актер, он простой лесоруб, который любит гольф и рэп-музыку и пытается свести концы с концами в свете неблагоприятной экономической обстановки. Другие актеры в фильме — также аматоры, родственники либо приятели Тарасюка, все вместе вдохновившие режиссера Диего Онгаро снять выдуманный сюжет о сельской жизни при максимально реалистичном сеттинге.

Событие

Сергей Лозница продолжает препарировать историю, а именно ту, что связана с протестными движениями. После отстраненно-созерцательного «Майдана», режиссер обратился к демократическому митингу на ленинградской Дворцовой площади в 1991 году. Выступление народа, поймавшего ветер перемен, против коммунистов Лозница передает привычным для себя приемом — перемонтажом и переозвучкой оригинальной хроники.

Молодежь Германии

Документальный фильм об одном из интереснейших явлений в европейской общественно-политической жизни 70-х — Фракции Красной Армии (RAF), поставившей на уши всю ФРГ. Левые радикалы, члены RAF устраивали теракты, грабили банки, похищали людей, при этом успевая жить в стиле пост-хиппи — с наркотиками и секс-вечеринками. Для молодежи того времени они были чуть ли не героями, а история RAF быстро обросла мифами. В ленте «Молодежь Германии» посредством найденных пленок анализируется феномен левых террористов в сытой Западной Германии, его предтечи и параллели сегодня.

О.О.С.

О.О.С.

Документальный фильм об Олеге Сенцове, украинском кинорежиссере, против которого в России сфабриковали дело о терроризме. В конце августа Сенцова суд в Ростове-на-Дону приговорил крымчанина Сенцова к двадцати годам строгого режима. Политические репрессии против украинца возмутили его коллег-кинематографистов по всему миру. Первым рассказать на экране историю Олега как человека, режиссера и узника совести взялся россиянин Аскольд Куров, ученик Марины Разбежкиной, автор фильмов о ленинском музее и российских ЛГБТ. Куров лично знаком с Сенцовым, и «О.О.С.» (расшифровка — «Освободить Олега Сенцова») — это в первую очередь призыв не забывать о несправедливо осужденных, даже если в ближайшее время не предвидится возможность вернуть им волю. Фильм еще не готов, но на «Молодости» представят рабочие материалы из него.

Коза

Номинант Берлинале и словацкий кандидат в оскаровскую номинацию за лучший фильм на иностранном языке. «Коза» — фильм типичный для восточноевропейского артхауса, молчаливый натуралистичный портрет обездоленных, забытых Богом и обществом людей. Главный герой фильма — бывший боксер, который соглашается вернуться на ринг, чтобы оплатить аборт своей супруге. В этом невеселом, в общем-то, сюжете попадаются проблески минорного юмора, а наиболее интересно смотреть на типажного главного актера — в прошлом, настоящего боксера, участника Олимпийских игр 1996 года.

Черная курица

Фаворит кинокритиков на недавнем Венецианском кинофестивале. В «Черной курице» рассказывается о крепкой и взаимовыгодной дружбе двух непальских мальчишек — вместе они содержат курицу и торгуют снесенными ею яйцами. Но мальчики принадлежат к разным кастам, их семьи поддерживают различные политические силы, а в стране идет гражданская война. При таких обстоятельствах герои вынуждены пуститься в опасный путь, в котором они могут положиться лишь друг на друга.

Леди из Шанхая

Два фильма из программы «Столетие», показ которых приурочен к юбилеям со дня рождения режиссеров Кона Итикавы и Орсона Уэллса. Фильм первого упомянутого, «Бирманская арфа» — это призабытый шедевр антивоенного кино, история о японском отряде, отказавшемся сдаться, несмотря на капитуляцию их державы во Второй мировой. «Леди из Шанхая» Уэллса — снятый под знойным солнцем нуар, который непременно нужно смотреть только на большом экране. Для того, чтобы всматриваться в глаза и роковой блондинки Риты Хэйворт, и огромной мурены в одной из самых запоминающихся символичных сцен фильма.

Вы еще о них услышите

Emerging artists

Так называется подборка фильмов программы Emerging Artists, представляющей современное экспериментальное кино и видеоарт от немецких авторов. Переосмысление жанра киноэссе, власть стихии, наблюдение за домашней рутиной Улли Ломмеля, постоянного актера фильмов Фассбиндера... — всего семь видеоработ, которые, цитируя организаторов показа, «дают представление о творческих методах молодых творцов, у каждого из которых свои пути поиска остатков реальному в псевдореальном виртуальном мире».

Молодость — детям

Микроб и бензин

Специальная секция, благодаря которой можно приобщать к высокому искусству кино самую юную аудиторию. Семь европейских фильмов, представлено в этой программе. Самый нашумевший из них — комедия Мишеля Гондри о двух подростках «Микроб и бензин». С детьми также можно пойти на фильмы о маленьких детективах, о семье, застрявшей на заснеженном острове, о мальчике, лучшим другом которого стал говорящий кролик и других. Все показы программы «Молодость — детям» пройдут в кинотеатре «Синема-Сити Киев».