Не перестает удивлять то, как актеры выглядят в реальной жизни. И дело не в том: хуже или лучше, просто экранные образы всегда отличаются от людей, которых можно встретить на улице. Причиной тому — грим, который используется практически во всех фильмах, чтобы добиться нужного цвета тела с учетом освещения и настроек кинокамеры. Сегодня расскажем о том, как менялся грим на протяжении существования кинематографа, причем уделим внимание не тем уловкам, на которые идут гримеры, чтобы создать зомби, наложить морщины или шрамы, а тому, сколько усилий уходит на создание «обычной» внешности для экрана.

Немое кино: чем ярче, тем виднее

Первые киноактеры позаимствовали многое из театрального грима, чья история уходит корнями в древность, — неестественно яркого для того, чтобы исполнителя было видно зрителю, сидящему далеко от сцены. Отчасти потому актеры немого кино, как женщины, так и мужчины, подводили глаза жирными черными линиями, сильно выделяли брови, а губы красили темно-красной помадой. Но основной причиной этого была низкая чувствительность кинопленки, на которой сложно было различить черты лица незагримированного человека. По этой же причине в кино редко брали светлоглазых людей: их радужные оболочки просто нельзя было различить на кадрах. Потому таких актерам приходилось широко накладывать черные или красные тени вокруг глаз. С 1914 года гримировать актеров стало проще, когда Max Factor выпустил специальный набор косметики для киносъемок.

Эра «Техниколора»

Глухой пролет

Несколько десятилетий голливудское кино снимали с помощью технологии «Техниколор», позволявшей получить насыщенное цветное изображение, правда, неестественное в оттенках. Благодаря этому способу производства фильмов популярные фильмы подарили зрителю тот аппетитный рекламный образ, отличающий Фабрику грез от реальности. Актерский грим стал заметно бледнее, и не потому что из моды вышел яркий макияж, а потому что даже повседневный облик актрисы выглядел на пленке достаточно ярко. Косметике для грима тоже пришлось подстроиться, предложив более натуральные оттенки, которые бы сливались с натуральным цветом кожи актеров. Стоит заметить, что и грим в свою очередь повлиял на желание актеров сниматься в «Техниколоре». Так, после выхода мюзикла «Вок 1938-го года», для которого Max Factor предложил новую линию грима для цветного кино, киностудии и актеры стали больше доверять новой кинотехнологии.

60-90-е: слово за улицами

Берлин зовет

В этот период демократизировалась мода сама по себе и внешний облик киногероев соответственно. В кино стало больше реалистичных социальных драм, требующих от актеров все больше быть похожими на людей с улицы. Грим все больше стал обслуживать фантастическое кино, хорроры и «кровавые» фильмы. Откровением в конце 60-х, например, стал грим для фильма «Планета обезьян». Тогда в порядке исключения на «Оскаре» отметили отдельной премией художника по гриму Джона Чемберса. Следующую подобную награду его коллеги не видели долго — аж до 1981 года, когда Американская киноакадемия впервые учредила премию «Оскар» за лучший грим.

Наши дни: кино, снятое на цифру

Лихорадка субботнего вечера

В двухтысячных годах кинопленка стала отступать перед более удобным и менее затратным способом съемки — на цифровое видео. Эта технология бросила новый вызов тем, кто готовит актеров к выходу перед камерами. Работа гримеров над обычными образами героев требовала большей аккуратности. Толстый грим, привычный для съемок на пленку, на цифре скрыть очень тяжело, потому недостатки на лицах актеров приходиться маскировать так, чтобы это выглядело как можно более незаметно. Производители косметики для кино должны были приспособиться к резкому освещению и изменить текстуру грима, сделав его слои тоньше. В итоге подготовка актера к выходу на площадку — это большое мастерство. Один из примеров — мейкап Гвинет Пэлтроу в блокбастере «Железный человек», который даже не скрывает веснушек актрисы, но делает незаметными для камеры все остальные недостатки кожи. Что интересно, сейчас Пэлтроу — лицо рекламной кампании Max Factor, бренда отвечающего за внешний облик звезд экрана на протяжении всей истории существования кино.