13 апреля в украинский прокат выходит «Путешествие времени», впечатляющая масштабом и амбициями полнометражная документальная картина от Терренса Малика — Уолта Уитмена от кинематографа. Со свойственной ему лирикой режиссер пытается объять необъятное — рассказать о рождении, развитии и гибели нашего мира в его космическом и земном понимании.
Малик, за тридцать лет снявший всего четыре фильма, в текущем десятилетии удивляет творческой продуктивностью. Ныне у него выходит по фильму в год: за «Рыцарем кубков» и «Путешествием времени» последует «Песня за песней» (американская премьера уже состоялась в марте). И чем больше Малик снимает, тем больше воссоздает выработанный за последние годы стиль — съемки широкоугольным объективом, кружащаяся камера, фиксация микродействий вроде наслаждения героями ветром, водой и солнечными лучами и притчевость повествования. И аудитория его картин расходится в разные стороны: такой стиль либо принимается и нравится, либо раздражает и высмеивается. «Путешествие времени» может вызвать такую же реакцию: либо вы полностью отдадитесь визуальной безупречности этого авторского научпопа, либо обзовете квазифилософским «Дискавери». И обе реакции будут справедливы.
Идея снять кино о зарождении мира пришла к Малику еще в
Работа над «Путешествием времени» шла долго и не совсем гладко. Малик за это время успел снять несколько художественных картин, и в 2013 году инвесторы проекта даже подали в суд на один из продакшенов «Путешествия времени», потому что не видели никакого результата своих вложений.
Неизвестно, каков был предел совершенства для Малика, но изобразительная часть «Путешествия времени» поражает и в ее нынешнем виде. В фильме есть кадры, о достоверности которых можно судить только в теории. Например, Малик показывает, что было до Большого взрыва, первозданный хаос. Все космологические эпизоды в картине — это результат тесного сотрудничества Малика с научными консультантами и специалистом по VFX Дэном Глассом. Первые следили, чтобы «фабула» фильма не искажала известное науке знание, хотя право визуализировать «белые пятна» Малик оставил все же за собой, тем более, что «Путешествие времени» — это не образовательная документалка, здесь нет научного комментария за кадром и многие вехи создания мира угадываются зрителем интуитивно.
Намерением Малика, очевидно, было заставить зрителя не понимать, но созерцать происходящее на экране. Тогда отклик на фильм должен идти не из сознания, а
Гипнотическую красоту реальной природы Малик оттачивал на
Это все бы превратило Малика в последователя Дэвида Аттенборо, если бы первый не подкрепил свой
Текст рассказчика — это как раз и есть причина фыркать в сторону маликовского стиля. За кадром мы слышим остающийся без ответа монолог к матери (матушке Земле) с множеством риторических вопросов и абстрактных фраз. Голос рассказчика (точнее, рассказчицы — и в оригинале, и в украинской прокатной версии озвучку доверили женщинам) иногда даже отвлекает от умиротворенного созерцания мира, напоминая о кинематографической условности всего происходящего на экране. Уникальность и осмысленность «Путешествия времени» вызывает вопросы — Малик все же не первый и не самый проницательный автор, снимающий глобально о мире и жизни. Но все же это самое достойное, из того, что нам здесь и сейчас может предложить большой экран.
Смотрите еще: Как вокалистка «Крихітки» озвучивала фильм Терренса Малика