В прокат выходит новая работа Дерека Кьянфранса «Место под соснами» — история о связи поколений с Райаном Гослингом, Брэдли Купером и Евой Мендес в главных ролях. Американская пресса, успевшая посмотреть фильм, уже вовсю поет дифирамбы как режиссеру, так и его новому творению. Критики в один голос сравнивают Кьянфранса со всеми великими мастерами, а «Место под соснами» причисляют к самым важным высказываниям о нашем времени. oKino.ua, решив разобраться в этом феномене, составило подробный путеводитель по фильму.
Место действия
Как и в «Голубом Валентине», предыдущем фильме Кьянфранса, все действие происходит на задворках большого города. Основной контингент тут — местные работяги, продавщицы, копы, сомнительные типы или авантюристы. Здесь легко промышлять незаконными делами, но куда сложнее суметь сохранить человечность. На дворе
Герои
«Место под соснами» охватывает 15 лет из жизни двух семей. Все это поделено на три условные части, рассказывающие об одном из героев. В первой речь идет о каскадере Люке (Райан Гослинг), который всегда принимал не те решения. Он узнает, что девушка (Ева Мендес), с которой у него был небольшой роман, воспитывает его сына. Люк решает помочь семье деньгами, лучшим способом раздобыть которые оказываются ограбления банков. Эйвери, полицейский, преследующий его, — полная противоположность. Кьянфранс называет его парнем, который «с самого детства обладал способностью совершать только правильные поступки». И наконец, 15 лет спустя, в центре истории оказываются сыновья Люка и Эйвери — по Кьянфрансу, это ключевая часть фильма. Тем более что обоих мальчиков объединяет отсутствие в их жизни родных отцов.
Семья
В каждом из трех своих фильмов Дерек Кьянфранс в первую очередь говорит о семье. В дебютной ленте «Братские узы» речь шла о братьях, в «Голубом Валентине» — о муже и жене. При этом режиссер давно хотел снять ленту, состоящую из трех разных частей. Но идея о преемственности поколений появилась у него в 2007 году, когда его жена была беременна вторым ребенком. «В тот момент я много думал о том, каково это быть отцом, размышлял о наследственности и о тех вещах, которые перешли ко мне от отца. Я думал о том, что смогу передать своим детям. И в
Отцы и дети
Исторически очень важная тема для американского кино. К ней обращаются в блокбастерах,
Ограбление банков
Шесть лет назад Дерек Кьянфранс спросил у Райана Гослинга, чего бы тот никогда в жизни не сделал. Гослинг ответил, что никогда бы не решился ограбить банк, так как ужасно боится тюрьмы. Кьянфранс поинтересовался, как бы тот все провернул, случись такая возможность, и Гослинг придумал план: он грабит банк на мотоцикле, потому что благодаря шлему его никто не узнает. А после ограбления мотоцикл прячет в грузовике, припаркованном в нескольких кварталах. Таким образом, полиция будет искать мотоцикл, а не авто и Гослинг сможет спокойно бежать. Кьянфранс был в восторге, похожую идею он уже обсуждал со сценаристом Беном Коссио.
Татуировки
Герой Гослинга с ног до головы покрыт тату. И это идея самого актера, задумавшего сделать своего персонажа самым татуированным парнем в истории кино. Именно Гослинг решил, что у его Люка должна быть татуировка на лице в виде кинжала и капли крови. Кьянфранс согласился. Однако когда первая сцена фильма была отснята, Гослинг признался, что тату — это не лучшая идея, и предложил все переснять. На что Кьянфранс восторженно ответил: «Наоборот! Это все так, как и должно быть. Ты делаешь тату на лице, после чего сожаления не оставляет тебя до самого конца… фильма».
Мотоциклы
Уже в самом начале мы видим Люка, героя Райана Гослинга, идущего к своему байку. Все снято одним кадром, никаких дублеров или дополнительных дублей. Люк садится на мотоцикл, заезжает на нем в клетку, и только тут все завершается. Подобных сцен в фильме предостаточно, также как и сцен погони. Ради них Гослингу пришлось брать регулярные уроки у профессиональных мотогонщиков. Причем его персональным тренером был Рик Миллер, известный каскадер, который в «Темном рыцаре» дублировал Кристиана Бэйла.
Копы
Полиция, по Кьянфрансу, — это далеко не крутые парни с дубинкой. Полиция — это жулики под защитой, политиканы и люди на грани. У них есть свои страхи, грехи, нелады в семье и личные обиды. Герой Брэдли Купера, Эйвери, начиная с борьбы с коррупцией в участке, постепенно метит в политику. Ради собственной цели он готов на любые ухищрения. И в этом «Место под соснами» куда ближе к сериалу «Прослушка», чем к традиционным историям о копах.
Нравственность
Один американский критик уже успел назвать фильм историей о «нравственной распущенности, которая испортила американскую мечту». Каждому из героев предстоит делать свой выбор, и за многие из этих поступков позже придется расплачиваться либо им, либо их детям.
Отсылки
При создании фильма Дерек Кьянфранс вдохновлялся «Наполеоном» Абеля Ганса и «Психо» Альфреда Хичкока. В первом его покорила структура с множеством героев и возможностью наблюдать за ними одновременно. Во втором — тот факт, что главную героиню убивали на 45 минуте, после чего начинался совсем другой фильм. «Сцена в душе, после которой эстафета словно переходит к герою Энтони Перкинса, буквально взорвала мой мозг», — признается Кьянфранс. Также перед съемками он просматривал телевизионные шоу с полицейскими погонями и «Копов». Читал романы Джека Лондона (
Крестный отец
В разговоре о «Месте под соснами» чаще всего всплывает трилогия «Крестный отец» Френсиса Форда Копполы. Основные сходства — семья, смена поколений, эпичность и история о противостоянии с законом. При этом Копполе, чтобы показать все, понадобилось три фильма, продолжительностью чуть более семи часов. Кьянфранс умудрился втиснуться в два с половиной. Коппола снимал на заказ, экранизируя одноименную книгу Марио Пьюзо, и не особо верил в успех фильма. Дерек Кьянфранс снимает по собственному сценарию, но под давлением братьев Вайнштейн (дистрибьюторы фильма). «Крестный отец» поставил Копполу в пантеон великих. «Место под соснами» может сделать подобное же с Кьянфрансом.
Музыка
Для фильма Майк Паттон, известный мультиинструменталист и вокалист группы Faith No More, написал 12 композиций. Причем в каждой из частей звучит характерная музыка, отображающая состояние героя: от обычных гитарных проигрышей до многоуровневых композиций. Кроме этого, в ленте звучат треки от Bon Iver и The Cryin' Shames. А также неожиданная