Бэтмен против Супермена: На заре справедливости

Режиссер Зак Снайдер вновь являет миру пышное супергеройское барокко и вновь остается непонятым всеми, кроме поклонников DC Comics. Фильм «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» дает зрителю все обещанное в трейлерах, подогревает интерес к предстоящему двухчастнику «Лига справедливости» и даже один почти что убедительный шок-момент.

Перед премьерным показом в кинотеатрах пускают видеообращение Зака Снайдера, в котором он просит не спойлерить фильм в рецензиях и отзывах. И это правильно: пересказывать сюжет не имеет смысла — все лучшее, что есть «Бэтмене против Супермена», связано с кинематографическим мастерством и контекстом, но никак не со сценарием. Новый фильм очень плотно работает с мифологией DC Comics: необходимы хотя бы минимальные познания о супергеройской команде Лига справедливости и опыт просмотра «Человека из стали». Иначе можно просто не поспеть за недосказанностью и стремительной сменой сцен у Снайдера, который подобен скучающему человеку, клацающему пульт от телевизора. «Бэтмен против Супермена» — это ответ «Мстителям» от DC Comics и усилия создать собственную конкурентоспособную супергеройскую киновселенную. В Лиге справедливости объединяются Супермен, Бэтмен, Чудо-женщина, Аквамен, Флэш и Киборг, которых мы должны увидеть в следующих двух фильмах Зака Снайдера, посвященных этой команде сверхлюдей, в 2017 и 2019 годах. Необходимость конкурировать с Marvel заставляет DC и Warner Bros. искать преимущества для своей киновселенной, за которые, по иронии, их и критикуют больше всего.

кадр из фильма Бэтмен против Супермена: На заре справедливости

«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» — это опера Вагнера в мире супергеройского кино. Много пафоса, не в меру серьезности как для истории о мужчинах в трико, оглушительные и помпезные экшен-сцены. Все то, что ненавидят американские критики, обожающие в блокбастерах четкие сюжеты на одну извилину с юмором для школьников — то, чем так славится Marvel. Бэтмен, Супермен и другие герои DC Comics не близки зрителям, с ними трудно соотноситься, потому что на экране — не люди, а будто бы боги-олимпийцы. Даже Бэтмена, единственного участника без сверхспособностей в наметившейся киношной Лиге справедливости, и того разделяет с обычными людьми дистанция — формально из-за социального статуса и не позволительного для многих образа жизни.

кадр из фильма Бэтмен против Супермена: На заре справедливости

В DC изначально преподносили супергеройскую культуру как древнюю мифологию на американский лад. В фильме «Бэтмен против Супермена» разделение «супергерои — люди» остро, как никогда — это один из главных конфликтов картины. Здесь Зак Снайдер переснимает финальную битву в кульминации «Человека из стали» с точки зрения обычного человека, ставшего, в лучшем случае, свидетелем, в худшем — случайной жертвой противостояния двух сверхлюдей, Супермена и его земляка Зода. Кто-то теряет близких, кто-то остается инвалидом, кто-то призраком ходит среди клубов пыли от разрушенных небоскребов Метрополиса. Лес рубят — щепки летят, как обычно относятся к таким вещам в кино. Снайдер же заставляет посмотреть на реального бессильного человека, а не статиста на общем плане CGI-разрушений. Человечество испытывает страх перед Суперменом, перед сверхлюдьми вообще — обобщенно это страх перед богом в прогрессивном атеистическом мире. Подобные идеи поднимаются и в экранизациях Marvel («Люди Икс: Дни минувшего будущего», грядущий в прокате «Первый мститель: Противостояние»), где правительство пытается контролировать супергероев: те стыдливо опускают голову при упоминании о непреднамеренных жертвах, но пострадавшая сторона остается где-то за кадром обычной статистикой. В «Бэтмене против Супермена» слабое человечество получает заслуженное внимание и право высказаться.

кадр из фильма Бэтмен против Супермена: На заре справедливости

Страхом перед сверхлюдьми манипулирует третья сторона, сталкивая друг с другом героев, чьи имена вынесены в название фильма. Манипуляция — еще одна тема, развиваемая Снайдером в фильме «Бэтмен против Супермена». Манипуляция во внутренней и внешней политике, войне, жонглирование общественным мнением посредством масс-медиа, провокации и «многоходовочки». В фильме нет идеального общества, нет справедливости, за которую борются Бэтмен и Супермен — этот мир очень неприятно похож на реальный, пускай над нашими головами и не развевается красный плащ.

«Горькое утешение человека — иметь знания, но не иметь силы» — самообличительный монолог Лекса Лютора выдает еще одну причину нелюбви к сверхлюдям: зависть. Поклонение-надежда, страх и зависть — три вида отношений человека с богом, которые двигали развитие цивилизации. Высшая амбиция человека — стать творцом подобно богу, и это ужасающим образом осуществляется в фильме. Выбор для бога в данном случае — терять ли веру в человека или давать ему шанс еще раз.

кадр из фильма Бэтмен против Супермена: На заре справедливости

Сделать зависть основной мотивацией антигероя — это, конечно, самоубийственное решение создателей «Бэтмена против Супермена». Блокбастеры не терпят обращения к абстрактному, как и не терпят «высокого стиля», без которого не может обойтись Снайдер. Режиссер опирается на крупные планы, на детали, на поэтические образы, сцены видений и снов — все то, что заставляет зевать типичную аудиторию супергеройского кино. Еще в «Человеке из стали» не все съели подражание Снайдера Терренсу Малику, в этом же фильме визуальная манера режиссера в паре с задачей угнаться за извилистым сюжетом оборачивается излишеством. Слишком много событий в одном фильме, слишком много персонажей, каждому из которых уделяется равная доля внимания, слишком много взрывов, слишком пафосная музыка (хотя музыкальная тема Чудо-женщины заставляет ждать ее соло-фильм с нетерпением).

«Слишком» — эпитет, который сопровождает Снайдера и новые экранизации DC Comics и, вероятнее всего, будет сопровождать. Отними от них это супергеройское барокко — и фильм просто невозможно будет смотреть и отличить от блокбастерной штамповки. Главные же нарекания — на сценаристов Дэвида С. Гойера, напортачившего еще в «Человеке из стали», и его соавтора Криса Террио. Лауреатка Пулитцера Лоис Лейн поражает несусветной тупостью, выход из патовых ситуаций находится самым неправдоподобным образом, отдельные диалоги вызывают не соответствующую моменту улыбку. Да и в целом «Бэтмен против Супермена» перегружен, отчасти из-за необходимости оставить зацепки для следующих фильмов.

Не зря в начале «Бэтмена против Супермена» мы замечаем афишу фильма «Экскалибур» 1981 года. Эту ленту Джона Бурмена, основанную на рыцарских романах о короле Артуре, в свое время хвалили за богатую визуальную часть, но ругали за непоследовательный и распадающийся сюжет и персонажей, похожих не на людей, но на «обезумевших гигантов» (слова Роджера Эберта). А ведь Бурмен просто следовал литературному источнику, в котором героев нельзя оценивать современным рациональным взглядом — там другие ценности и понятия чести. Подобная история и с фильмом «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости».