Не выключай свет

Боязнь темноты и одиночества — эти два извечных человеческих страха легли в основу фильма «Не выключай свет». Поочередно дергая своих героев, а заодно с ними и зрителей, за «ниточки», ведущие к каждой из этих боязней, режиссер Дэвид Ф. Сандберг создает в целом удачный классический хоррор, практически не отходя от жанрового канона.

Дэвид Ф. Сандберг — швед лет под сорок, в портфолио которого несколько короткометражных фильмов, игровых и документальных. Из шведской киношколы его вытурили за отсутствие способностей, стабильной работы Сандберг никогда не имел. Последние несколько лет он творчески выражался тем, что снимал свою супругу Лотту Лостен в коротких ужастиках, один из которых буквально дал ему билет в Голливуд. Речь идет о фильме «Lights Out» — трехминутной страшилке 2013 года, которая вирусом разошлась по Сети, перебивая сон грядущий праздным интернет-серчерам. В этом фильме, снятом в квартире супругов Сандберг-Лостен в Гётеборге, женщина замечает в своем жилище нечто, очертания которого видны только в темноте или тени. Бюджета у этой работы не было, Лостен сыграла одновременно и хозяйку квартиры, и монстра, и все кино было построено на удачном строгом монтаже «женщина — мрак — светильники/выключатели». Короткометражка по-настоящему страшная, и даже коубы, спойлерящие внешний вид того самого нечто, даруют не самые приятные секунды в жизни.

Не выключай свет

Благодаря интернет-славе «Lights Out», на Сандберга вышли боссы из New Line Cinema и Warner Bros. и предложили контракт на полнометражную версию. В качестве одного из продюсеров подтянулся Джеймс Ван, властитель дум и денег в сегодняшней хоррор-индустрии. Швед и австралиец малайзийского происхождения сработались, да так, что Ван поручил Сандбергу снять сиквел «Аннабель», которая принадлежит к франшизе «Заклятие» и ожидается в прокате в следующем году.

«Не выключай свет» в день премьеры заработала в США почти вдвое больше своего бюджета в 4,9 млн долларов, и хоть картину вряд ли ждут рекорды, Сандбергу удалось избежать синдрома «первого блина» как в финансовом, так и творческом смысле. «Не выключай свет» (в оригинале то же название, что и у короткометражки — «Lights Out»), на первый взгляд, очень простое кино, без излишеств или ретро-виньеток, как например, то же «Заклятие» — но как хоррор действенное. Мурашки по коже вызывает уже вступительная сцена, где в первый и последний раз в ленте мы видим «звезду» оригинальной короткометражки Лотту Лостен и еще одного персонажа, долго не понимая, связана ли эта сцена с основным сюжетом. От голых манекенов, которые в затемненном помещении вызывают не меньший страх, чем неизвестная сущность, склейка приводит зрителя к пугающему постеру какой-то металл-группы в комнате главной героини — девушки-неформалки (Тереза Палмер), когда-то не без основательных на то причин сбежавшей из дома.

Не выключай свет

В дом матери ей все же придется вернуться — уже в компании комичного бойфренда и брата-школьника — самого смышленого персонажа во всем фильме. В образе сообразительного ребенка, который первым понял, что-то дома не так, Сандберг уходит от клише хорроров, где дети либо жертвы, либо обуза для взрослых героев в борьбе с источником ужаса. Мальчишка чем-то напоминает и младшего Торренса из «Сияния», и на этом поклоны Сандберга в сторону кубриковского шедевра не оканчивается. Еще заметно, как режиссер ссылается на хорроры 40-50-х — ведь в каких еще фильмах умели напускать ужас с помощью одних лишь света и тени.

Сценарий ленты «Не выключай свет» далеко не идеален. Текстом занимался тот же автор, что писал для «Пункта назначения 5» и перезапущенного «Кошмара на улице Вязов», и он, к сожалению, не нашел лучшего способа раскрыть тайну твари из темноты, кроме как сказать ее зрителю в лоб — с помощью псевдохроники и чудом оказавшихся у главных героев документов. Но это можно простить за умение режиссера нагнетать напряжение, используя однотипный прием вкл/выкл, только меняя осветительные приборы. За счет небольшого хронометража (1 час 20 мин) эти повторы не надоедают, притом что часть сцен с догонялками героев и монстра из темноты оканчивается комично.

Два страха, упомянутых в самом начале этого текста, переплетены друг с другом и выстраивают собственную драматургию. Страх одиночества запускает весь механизм зла, и позже главная героиня, бросающая любящих ее людей, провоцирует зло на постоянные проявления. Но, как подсказывает сюжет фильма, герои, маниакально страдающие от одиночества, нехватки внимания и невзаимности, могут удержать близких, лишь постоянно запугивая их, и места в этом мире справедливо не имеют.