Ева: Искусственный разум Eva
События разворачиваются в недалёком будущем. Алекс Гарель, гениальный, но несколько застенчивый
«Ева: Искусственный разум» — самый человечный фильм о киборгах. Он начинается со сказочных титров, в которых молекулярные паростки сплетаются в сложный механизм, имитируя нейроны нервной системы человека. Главный герой картины Гарель (Даниэль Брюль) работает над тем, чтобы создать максимально гармоничную комбинацию этих искусственных нейронов и внедрить их в робота, который бы стал идеальным человеком.
В то время как все учёные в институте кибернетики занимаются тем, что создают бездушных существ, которые способны лишь на то, чтобы служить живым людям, Гарель пытается создать такого же реального киборга, который бы и чувствовал, и мыслил как человек.
Однако для того, чтобы создать идеального робота, необходимо самому достичь максимальной гармонии, как с окружающим миром, так и в самом себе. Тем не менее Гарель пытается компенсировать в своём изобретении личные неурядицы и недостатки. Так, несостоявшаяся подростковая любовь, от воспоминания о которой у него даже спустя двадцать лет ускоряется сердцебиение, толкает его на то, чтобы создать киборг девочки, к которой он
В качестве примера, по которому он пытается подобрать идеальную комбинацию нейронов, он выбирает случайно встреченную девочку Еву, отличающуюся своей смекалкой, жизнерадостностью и максимальной естественностью. Ева оказывается дочерью Ланы (Марта Этура) — первой любви Гареля, чувство к которой у него до сих пор не исчезло.
Гениальность главного героя в картине показывается крайне лаконично: он не может довести до ума ни один свой проект (черта одержимого человека, которого интересуют прежде всего идеи, а не их воплощение).
Поднимается в фильме и проблема взаимоотношений «гения» и «таланта». Друг детства Гареля Давид (Альберто Эмманн), который также занимается кибернетикой всю жизнь, однако не достиг высоких результатов, не может сдержать своей зависти к другу. Тем не менее, Давид стал супругом Ланы, и довольствуется тем, что завёл семью и живёт полноценной жизнью, в отличии от погрязшего в сомнениях и душевных мытарствах Гареля. При этом «между строк» в ленте звучит вечный вопрос «кто из них более счастлив?»
Эта лента сохраняет интригу до последнего, и когда кажется, что сюжет зашёл в тупик, лента открывает перед зрителем свой главный козырь.
В ленте подчёркивается рабочая красота лаборатории, в которой трудится Гарель над своим утопическим изобретением, заставляя зрителя провести параллели с другими одержимыми учёными Франкенштейном или Фаустом. «Ева: Искусственный разум», собственно, и является своего рода современным ответом классическому сюжету о творении доктора Франкенштейна.
Если главный герой романа Мэри Шелли собирает своё творение из мёртвых тел, то под рукой у Гареля — робот, и если Франкенштейн создал монстра, который с первых минут вызывает отвращение и страх, то киборг, появляющийся в этой ленте, вызывает интерес и расположение.
В романе Мэри Шелли описывается проблема, когда человек в начале пытается создать равного себе, однако когда достигает своей цели, то боится стать на один уровень со своим творением. В свою очередь режиссёр Кике Маильо развивает эту проблему, подчёркивая не просто страх живых людей перед тем, что киборг в праве делать всё, что заблагорассудится, но и доказывая то, что существование робота обречено на скорую смерть, ведь он не может расти и развиваться, оставаясь постоянно в одном возрасте.
Поэтому итогом фильма становится возвращение главного героя в мир своих грёз, в котором воплощается всё, что невозможно в реальности. Мораль картины сводится к тому, что искусственный разум — это красивая мечта, которой нет места в реальном мире — идея, которую уже долгие годы пытаются опровергнуть гении «Силиконовых долин».