Полуночная жара In the Heat of the Night

IMDb: 8 (41,965)
Оскар 5
Золотой глобус 3
Британская академия 2
Смотреть трейлер
мин
Оператор: Хэскелл Уэкслер
Композитор:
Слоган: «They're going to pin something on that smart cop from Philidelphia . . . maybe a medal . . . maybe a murder!»
Премьера в мире:
Бюджет: $2 000 000
Сюжет
Замечательный фильм о расовых предрассудках, американском образе жизни и морали в 50-60-е годы. Маленький городок на Миссисиппи. Пуатье в роли чернокожего детектива из Филадельфии, который вынужден объединить усилия с белым шерифом (Стайгер) в расследовании преступления, превратившегося в своеобразную дуэль умов. Фильм удостоен "Оскара". Также отмечены "Оскарами" Стайгер и Стерлинг Силлифант за сценарий. Номинации за режиссуру, монтаж, звук, лучший монтаж звуковых эффектов. (М. Иванов)
Трейлер
Кадры
Рецензии

Полуночную жара


В маленьком и тихом городке где-то в глубинах южных штатов США происходит убийство. Жертва — один из влиятельнейших его жителей. По горячим следам местные полицейские арестовывают показавшегося им подозрительным человека. Он хорошо одет, в бумажнике у него 200 долларов, но он чернокожий, и этого повода оказывается достаточно для ареста. Выросшие под влиянием расистских стереотипов полицейские не могут даже и предположить, что человек, чья раса отличается от их, может хорошо выглядеть и зарабатывать больше, чем они. Тем более занимаясь точно тем же. Арестованный оказывается полицейским, да не обычным патрульным, а настоящим специалистом по убийствам. Раздосадованным копам не остается ничего другого, кроме как извинится перед ним, а позже даже попросить помочь в расследовании. Черный коп знает свое дело куда лучше, и потому ненависть к нему, как со стороны местных жителей, так и со стороны временных коллег все растет.

В 1964 году было достигнуто важное достижение в борьбе чернокожего населения Америки за свои права. После 15-летней борьбы, начавшейся с единичного бунта Розы Паркс, конгресс США наконец-то принял Закон о Гражданских Правах, формально запрещающий расовую дискриминацию. Но в сознании простых людей, эти изменения происходили куда дольше, к чему и привлекает внимание фильм «Полуночная жара», вышедший всего через три года после принятия того закона. И немудрено, что главным его лейтмотивом является противостояние, разворачивающееся между чернокожим детективом и населением расистского городка. Талантливого знатока убийств Верджилла, постоянно пытаются задеть, унизить и даже убить. Особый негатив проявляет шериф полиции Билл Гелисти, воспитанный в ортодоксальном духе ненависти к черным. На фоне расследования убийства на первый план выходит именно личностный конфликт двух полицейских и их взаимная антипатия, переходящая к концовке в близкую дружбу. Детективной же составляющей фильма создатели уделили куда меньше времени, что и понятно. «Полуночная жара» — в первую очередь кино на злобу того дня, помогающее ощутить тяжелое положение чернокожих в Американском обществе и необходимость перемен, в этом обществе происходящих. Что, впрочем, не значит, что кроме как на противоборство рас, в «Жаре» не на что смотреть. На момент выхода фильма, его сюжет смотрелся свежим и оригинальным, что помогает оценить его положительно и сейчас. Интрига в расследовании убийства сохраняется и поддерживается героями на протяжении всего фильма, хотя сейчас некоторые сюжетные повороты могут показаться банальными, или утрированными. Но высококлассная актерская игра и впечатляющая достоверность происходящего сглаживают некоторые сюжетные шероховатости и превращает «Полуночную жару» в то, чем этот фильм является сейчас — культурным феноменом 20 века и классикой своего жанра.

«Полуночная жара» — один из признанных шедевров «золотого периода» голливудского кинематографа. Режиссеру Норману Джуисону удалось реализовать богатейший опыт жанра нуар: в «Жаре» сплелись традиции Альфреда Хичкока («Головокружение») и Билли Уайлдера («Двойная страховка»). Действительно, этот фильм помимо множества полученных наград, включая главную премию Киноакадемии, до сих пор числится среди важнейших кино-детективов. Более того, он является источником вдохновения для режиссеров сего жанра (Майкл Манн, Мартин Скорсезе, Тони Скотт).

В основе по-настоящему глубокого сюжета лежит проблема дискриминации афроамериканцев в Южных Штатах. Примечательно, что сценарист «Полуночной жары» Стерлинг Силлифант гениально вписал детективный сюжет Джона Болла в рамки оформлявшегося в те годы мейнстрима. Поэтому на поверхности мы имеем увлекательное зрелище расследования одного преступления двумя абсолютно разными напарниками в исполнении С. Пуатье и Р. Стайгера. Но между интригующими перипетиями загадочного дела прослеживается линия борьбы за социальные права чернокожего населения Штатов.

Безусловно, главная заслуга — работа режиссера. Норман Джуисон, будучи выходцем из Канады, сумел тонко уловить особенности мышления американского южанина. Конечно, понять штатовского афроамериканца канадцу будет нетрудно, но так прочувствовать сложную психологию взаимоотношений представителей разных рас в самых закостенелых рабовладельческих штатах мог только мастер. Кстати, интересно отметить и двойной смысл названия городка, где совершено убийство (если помнить о Спарте древнегреческой). Достойную пару режиссеру составил и оператор. Хэскелл Уэкслер создал восхитительный визуальный ряд, насыщенная картинка которого предвосхитила кинематограф 70-х.

Успех фильма «Полуночная жара» не был бы таким блестящим, если бы не великолепная игра прославленных актеров С. Пуатье и Р. Стайгера. Сыгранные ими персонажи настолько яркие и запоминающиеся, что зритель без труда найдет их черты в героях других более поздних фильмов с похожими ситуациями. Они стали своеобразными образцами персонажей детективного жанра. Наиболее ярким, конечно, является персонаж Рода Стайгера. Его шериф проходит сложную внутреннюю трансформацию, по сути, расиста к человеку, сочувствующему и толерантному. Не случайно Стайгер был отмечен Киноакадемией как лучший актер. Тем более смущает отсутствие в номинантах «Оскара»

Сидни Пуатье. Актер был просто великолепен в образе успешного чернокожего детектива, волей слухов подозреваемый в убийстве. Образ передан в совершенстве, однако Пуатье остался незамечен. К сожалению, пошли сплетни, что Киноакадемия сознательно проигнорировала чернокожего актера. Будем надеяться, что это ложь.

Таким образом, не вдаваясь в описание развития сюжета (дабы не испортить атмосферу фильма), рекомендую его к просмотру. «Полуночная жара» — прекрасное произведение для любителей интеллектуального синематографа.

Написать рецензию
Чтобы написать рецензию необходимо Авторизоваться
Отзывы (0)
Чтобы оставить отзыв необходимо войти на сайт.
Похожие фильмы