5 навязчивых идей в фильмах Кристофера Нолана

Егор Алексеев. 05 ноября, 2014 3 33

У каждого большого режиссера есть мотивы, которые обязательно повторяются от фильма к фильму. Будь то женские лодыжки у Квентина Тарантино или невротики у Вуди Аллена. 6 октября в Украине состоится премьера «Интерстеллара» — самого ожидаемого фильма года и нового творения Кристофера Нолана. К этому событию oKino.ua отыскало у режиссера темы, которые обязательно встречаются во всех его работах: от дебютного безбюджетного триллера «Преследование» до многомиллионного блокбастера «Начало».

Память

Кто-то из великих однажды сказал, что всё, что попадает в объектив камеры, становится историей — читай: воспоминанием о прошлом. То есть кино — это буквально сохранение памяти. Нолан знает об этом как никто другой. Мало того, память — один из его навязчивых мотивов, переходящих из фильма в фильм. Воспоминания преследуют всех его героев, к ним они возвращаются, их же пытаются сохранить или изменить. В «Преследовании» или «Темном рыцаре» эта тема скрыта за другими. В то же время в картинах «Помни» или «Начало» она оказывается ключевой. В первой — главный герой, страдая потерей кратковременной памяти, записывал все ключевые моменты жизни на собственном теле. Во второй ленте — герой вместе с командой буквально манипулировал памятью других, попутно пытаясь разобраться с собственным прошлым.

Мертвые женщины

Почти все герои фильмов Нолана потеряли своих близких. Этот мотив можно было бы смело включить в наш список, но мы решили копнуть глубже и выяснили, что практически в каждой ленте режиссера присутствуют мертвые женщины. Что это — последствия детской травмы, память о печальной любви или просто удобный сценарный ход — сказать сложно. Но та навязчивость, с которой Нолан повторяет данный мотив, кажется крайне любопытной. Например, в «Помни» герой мстил за убитую возлюбленную, в «Престиже» обвинял своего коллегу в смерти жены. Смерть жены не давала покоя и персонажу «Начала». А в двух из трех частей саги о Бэтмене говорилось о смерти близкой женщины Брюса Уэйна. В общем, в «Интерстелларе» нужно тоже быть готовым к чему-то подобному.

Изменение реальности

Если бы фильмы Кристофера Нолана проанализировал психиатр, он явно бы заключил, что их создателю некомфортно в реальном мире. Более того, реальность кажется ему настолько ужасной, что через свои фильмы он всячески пытается ее изменить. Причем эта идея передается и большинству его персонажей, которые зачастую страдают разными формами психического расстройства. Здесь вам и Гай Пирс в «Помни» с его помутившимся сознанием. Аль Пачино в «Бессонице» с одноименным диагнозом. Кристиан Бэйл и безумец Аарон Экхарт, живущие двойной жизнью в «Темном рыцаре», и, конечно же, Леонардо ДиКаприо в «Начале». Каждый из них создает или пытается создать другую реальность, в которой он мог бы чувствовать себя куда спокойнее.

Кризис идентичности

Память, мертвые женщины, реальность — все это, впрочем, может быть следствием одной большой проблемы — кризиса идентичности любого из главных героев фильмов Кристофера Нолана. Его персонажи — от Джереми Теобалда в «Преследовании» до ДиКаприо в «Начале» — в какой-то момент теряют себя. Другими словами, приходят к извечному вопросу: «Кто я?» и «Какая из тех масок, которые я ношу повседневно, является истинной?». Разумеется, оба этих вопроса куда ближе к философии или психологии, но кто говорил, что Нолан — простой режиссер? В «Преследовании», чтобы как-то разрешить внутренний конфликт, герой подражал случайному прохожему. В «Помни» — просто старался воссоздать свое прошлое, чтоб хоть как-то понять себя. В «Темном рыцаре» было уже упомянутое раздвоение личности у Бэтмена — Брюса Уэйна, а в «Престиже» — герой разрывался между своим образом на сцене и за ее пределами.

Открытые финалы

Фильмы Нолана всегда заканчиваются внезапно, но при этом очень эффектно. Причем финалы у него оставляют множество вопросов, которые зрителю предстоит разгадать самому. Таким же образом открытыми для интерпретаций остаются и истории всех героев. Например, мы так и не знаем, что будет с персонажем ДиКаприо или вернется ли к прежней жизни Брюс Уэйн? Таких вопросов у Нолана предостаточно. И это то, что выгодно отличает его ленты от картин других американских режиссеров, работающих на большие голливудские студии. Последние, как известно, не любят огорчать простых зрителей и всегда требуют от фильмов предельной ясности и обязательного хеппи-энда. Кристофер Нолан же выбил право оставлять в своих работах последнее слово за собой. Отчего каждый из его фильмов преподносит зрителю множество сюрпризов и неожиданных сюжетных поворотов.

Фильмы: Interstellar / ИнтерстелларFollowing / ПреследованиеInception / НачалоThe Dark Knight / Темный рыцарьMemento / ПомниThe Prestige / ПрестижInsomnia / Бессонница
Персоны: Квентин ТарантиноВуди АлленКристофер НоланГай ПирсАль ПачиноКристиан БэйлАарон ЭкхартЛеонардо ДиКаприоДжереми Теобалд
Подборки: Фильмы про будущееФильмы про БэтменаФильмы про времяФильмы про вселеннуюФильмы про загадкиФильмы про иллюзионистовФильмы про космосФильмы про мотоциклыФильмы про отцовФильмы про планетыФильмы про роботовФильмы про сныФильмы про спящихФильмы про супергероевФильмы про тайныФильмы про фантастику

Другие статьи