Имя Майкла Бэя, снявшего «Армагеддон», «Перл Харбор» и — о Боже! — четыре части «Трансформеров», уже добрый десяток лет ассоциируется с двумя вещами: жутко дорогими и прибыльными блокбастерами и худшим кино в мире. Кто-то может поставить знак равенства между тем и другим, мы же решили задаться вопросом почему так. Почему Майкл Бэй, титан голливудского кино, получает тонны критики, при этом остается на вершине успеха? И что вообще не так с этим режиссером и продюсером?
Он пироманьяк
Говорят, что подсчитать количество взрывов в фильмах Майкла Бэя — непосильная задача. В его фильмах действительно слишком часто что-то взрывается и горит, и чем в больших масштабах, тем лучше. Причины этого следует искать в детстве. Когда Майклу было лет 13, он поджег фейерверком игрушечную железную дорогу у себя в комнате и снял это все на мамину любительскую видеокамеру. В итоге дом Бэев чуть не сгорел, пришлось вызвать пожарных, а маленького пиромана родители посадили под домашний арест на две недели. Как видим, это не помогло: теперь Бэй устраивает те же взрывы и пожары, но за миллионы от голливудских продюсеров.
Он не различает экшен и фильм в целом
«Мистер Бэй, это не идеи, это спецэффекты!» — «Не вижу разницы». Так творческий метод режиссера высмеяли в одной из серий «Южного Парка». И действительно, фильмы Бэя смонтированы в бешеном ритме и с обилием экшена, отчего такие немаловажные составляющие кино, как история и характеры остаются незамеченными. При этом у Бэя профильное образование. Он изучал кинематограф в университете и колледже искусств, и был любимым студентом у преподавателя по истории кино. Теперь же имя Майкла Бэя занесено как нарицательное в словарь городского слэнга в значении «бездарный режиссер». «Он действительно верит, что монтажная склейка каждую секунду — это лучший способ сделать фильм», — гласит словарное описание. Правда, один фильм Бэя все же намекает на его творческую хитрость — саркастический экшен «Кровью и потом».
Он всегда снимает одно и то же
Почти во всех фильмах Бэя есть глупая секси-девица, которую играет актриса сомнительного таланта. Есть американский флаг. Есть донельзя шаблонный антигерой. Есть сопливый сюжет о семье. Есть однообразно снятые взрывы, гонки, вертолеты (взрывающиеся, конечно же). Можно назвать это авторским стилем, но... Бэя обвиняют в самоповторениях, предсказуемости и неизобретательности. Вот, например, завязка четвертых «Трансформеров»: папаша-герой, который объединяет силы с бойфрендом своей малолетней дочери. Эээм, похоже нечто подобное мы уже видели... «Армагеддон», нет? Что интересно, найденный Бэем рецепт блокбастера срабатывает безотказно. За всю карьеру у него был только один коммерческий провал — «Остров» — и тот окупился за счет проката за рубежом.
Так Майкла Бэя назвала Меган Фокс, с трудом выдержавшая съемки в двух частях его «Трансформеров». Актриса говорила, что работа с Бэем — это кошмар, но в обычной жизни он милый, потому что очень неуклюжий и не умеет общаться с людьми вообще. Доверять мнению Фокс на сто процентов, конечно, не стоит, но из-за этих высказываний актрису все же уволили из франшизы. Позже Хьюго Уивинг, озвучивавший Мегатрона, публично пожаловался, что он никогда не видел ни полного сценария, ни самого режиссера, а только получил свои реплики и задание начитать их за два часа. В ответ Бэй опубликовал гневный комментарий, мол, богатые актеры обнаглели жаловаться на легкую и непыльную работу. В общем, в новых «Трансформерах», Уивинга уже не оказалось.
Он всегда ходит с мамой
В следующем году Бэю стукнет полтинник, а его ни разу не видели с официальной подругой (либо другом). И никаких слухов о его романах. На все официальные события — кинопремьеры, церемонии награждений и тусовки он ходит вместе с мамой. У Бэя непростая семейная история: его усыновили младенцем. В юности Майкл долго искал свою биологическую мать, а по слухам, его родным отцом является признанный режиссер Джон Франкенхаймер — но старик, правда, рьяно отрицал такую версию. Собственной семьей Бэй так и не обзавелся, и живет с двумя бульмастифами, названными в честь трансформера Боункрашера и героини «Армагеддона» Грейс.
Он просто странный
Как-то Бэя пригласили на презентацию продукции Samsung, где режиссеру надо было просто зачитать с суфлера несколько хвалебных фраз о бренде. Но случилась неполадка, суфлер погас, а Бэй растерялся. Ведущий встречи хотел было вытянуть из Майкла экспромт, но режиссер убежал со сцены со словами: «Простите, простите...». Несмотря на упомянутые странности и лавину критики, заслуги Бэя в Голливуде невозможно умалить. Его состояние оценивается в $400 млн, а общие сборы десяти его фильмов превышают $4,5 млрд, и он стабильно получает предложения о работе и финансирование. Плохие же отзывы на жизнь Бэя не влияют. Как говорит он сам: «Полтысячи кинокритиков не делают мне погоды».