Ретро: лучшие фильмы 2000 года

Егор Алексеев. 26 июля, 2015 0 16

Одним из главных событий завершившегося Одесского кинофестиваля стал приезд Даррена Аронофски, а также открытый показ его фильма «Реквием по мечте». Эта лента вышла в 2000 году и сразу же обрела культовый статус, став, по мнению многих, главным фильмом режиссера. В сегодняшней рубрике «Ретро» вспоминаем эту и другие знаковые картины того года, запомнившегося целой серий важных арт-фильмов и великим кино в жанре «уся», перевернувшим сознание американцев.

О чем: Сельма — иммигрантка из Чехословакии, которая работает на заводе и живет с сыном в маленьком трейлере. Постепенно она теряет зрение и боится, что подобная участь постигнет и ее ребенка. Чтобы этого не произошло, Сельма откладывает деньги на лечение мальчика. Единственное, что помогает ей переживать невзгоды — это любовь к мюзиклам и ее музыкальные мечты.

Почему смотрели: Ларс фон Триер — самый известный режиссер-провокатор в мире, а каждый его фильм — настоящий эксперимент над зрителем. За свою карьеру фон Триер не раз менял стилистику: изобрел «Догму», подражал Тарковскому и снял целую серию фильмов об Америке, стране, в которой он, по его словам, никогда не был, но всегда считал главным злом.

«Танцующая в темноте» — первый из его «американских» фильмов. И это отличный пример безжалостного кинематографа датчанина. Он сразу погружал зрителя в безысходность: от быта главной героини до ее болезни. Но в качестве своеобразной надежды и одновременно иронии давал вставки с музыкальными номерами-фантазиями героини. Причем ирония для Триера заключалась в том, что мюзикл — это некогда самый популярный жанр кино, придуманный в США. И в то время, как вся Америка смотрела веселые фильмы с песнями и танцами, жизнь низшего класса или эмигрантов все равно оставалась ужасной. Кроме того, «Танцующая в темноте» — это еще и сказка по Триеру, основанная на детской истории о доброй девушке, которая раздала людям все, что у нее было, не получив взамен ничего.

Вокруг «Танцующей в темноте» возникло несколько скандалов. Самый громкий из них разгорелся из-за документального фильма о съемках. Против его выпуска была исполнительница главной роли Бьорк. Для исландской певицы это был полноценный дебют в кино и тяжелейшая роль, после которой она еще долго не сможет сниматься. Она не хотела, чтобы ее состояние на съемочной площадке стало достоянием общественности. А в этом состоял своеобразный метод Триера: он всегда давал актерам большую свободу, но вместе с тем буквально погружал их в безумие фильма. Отчего для каждого исполнителя съемки становились важным, но травматическим опытом. Не случайно, из актрис только француженка Шарлотта Генсбур смогла поработать с датчанином больше одного раза. Что касается Бьорк, то она до сих пор не может вспоминать об этом фильме.

О чем: история четырех людей, жизнь которых стремительно катится по наклонной, а все их мечты рушатся на глазах.

Почему смотрели: фильм 31-летнего Даррена Аронофски стал настоящим реквиемом по эпохе 90-х с ее героиновым угаром и несбывшимися надеждами. И это притом, что сама картина была экранизацией романа Хьюберта Селби-младшего, написанного еще в 1978 году. Селби, который лично прошел все круги наркотического ада, написал историю об очередном потерянном поколении. Аронофски увидел в этом актуальный рассказ об иллюзиях и зависимости, уничтожающей все. Три молодых героя фильма, подсев на наркотики, постепенно катятся в бездну, в то время как мать одного из них «подсаживается» на телевидение. Каждый из героей мечтает о лучшей жизни, но каждый, живя на задворках мира, находит спасение в новой дозе или очередной телепрограмме.

Утраченные возможности и одержимость — вообще ключевые темы для Аронофски. Об этом шла речь в его дебютном безбюджетном фильме «Пи», об этом он рассказывал и в своих самых известных работах — «Рестлер» и «Черный лебедь». Однако «Реквием по мечте» — пожалуй, самая знаковая и безжалостная картина режиссера. Если после у него то и дело будет появляться надежда на лучшее, то в этом фильме все окрашено в темные цвета. Монтаж, музыка, ставшая классикой, и сама история погружают зрителя в атмосферу и безысходности. Позже кто-то из критиков напишет, что это отличная терапия и в истории это кино останется как один из самых реалистичных и безжалостных фильмов о наркозависимости.

О чем: Ли Мубай — великий мастер боевых искусств. Ю Шу Лиен — воительница, в которую он влюблен. Однажды некий преступник похищает легендарный меч, и оба воина отправляются на его поиски.

Почему смотрели: режиссер Энг Ли — один из лидеров тайваньского кино 90-х. У себя на родине он снимал трогательные семейные фильмы, напоминающие работы Ясудзиро Одзу. В конце 90-х Ли перебрался в США, поставил несколько подобных картин и эстетский вестерн «Погоня с дьяволом». В 2005 он получит «Оскар» за «Горбатую гору» и будет чередовать небольшие фильмы с яркими блокбастерами. Однако перед этим режиссер вновь вернется в Азию, чтобы снять «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». И именно эта картина принесет ему первый настоящий успех в Голливуде.

Фильм Крадущийся тигр, затаившийся дракон» был красочной версией популярного для китайского кино жанра «уся» — фэнтези с элементами боевых искусств. Помимо драк здесь традиционно присутствовала история любви и хорошо проработанный сюжет, а впечатляющая визуальная составляющая напоминала ожившую живопись. Но главным, конечно, были восточные единоборства, в которых сочеталась отличная хореография и акробатика. В результате «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» стал самым кассовым неанглоязычным фильмом в истории американского проката. Картина Энга Ли заняла в США 12-е место по сборам, обогнав «Ангелов Чарли» и «Траффик» Содерберга. В то время, в 2000 году, это было своего рода сенсацией и переломным моментом для индустрии. Ведь раньше американские зрители скептически относились к прокату иностранных фильмов, а смотреть кино с субтитрами для них было и вовсе сродни подвигу.

Еще пять фильмов, которые смотрели в 1941 году:

Обладатель «Оскара»: «Гринч — похититель рождества», реж. Рон Ховард

Самый кассовый фильм: «Гладиатор», реж. Ридли Скотт

Лучший эстетский фильм: «Любовное настроение», реж. Вонг Кар-Вай

Лучшая комедия: «О, где же ты, брат?», реж. Итан и Джоэл Коэны / «Чего хотят женщины», реж. Нэнси Мейерс

Самый безумный фильм: «Очень страшное кино», реж. Кинен Айвори Уайанс

Теги: ретро
Фильмы: Dancer in the Dark / Танцующая в темнотеRequiem for a Dream / Реквием по мечтеPi / ПиWrestler, The / РестлерBlack Swan / Чёрный лебедьWo hu cang long / Крадущийся тигр, затаившийся драконRide with the Devil / Погоня с ДьяволомBrokeback Mountain / Горбатая гораCharlie's Angels / Ангелы ЧарлиTraffic / ТраффикHow the Grinch Stole Christmas / Гринч – похититель РождестваGladiator / ГладиаторFa yeung nin wa / Любовное настроениеO Brother, Where Art Thou? / О, где же ты, брат?What Women Want / Чего хотят женщиныScary Movie / Очень страшное кино
Подборки: Фильмы про деревнюФильмы про боевые искусстваФильмы про геевФильмы про гладиаторовФильмы про девушекФильмы про ковбоевФильмы про комедииФильмы про любовьФильмы про маньяковФильмы про мужчинуФильмы про музыкуФильмы про наркомановФильмы про наркотикиФильмы про ниндзяФильмы про новый годФильмы про отношенияФильмы про РимФильмы про римлянФильмы про РождествоФильмы про сверхспособностиФильмы про сексФильмы про слепыхФильмы про спортФильмы про страстьФильмы про танцыФильмы про худых

Другие статьи